Школьный театр

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИМинистерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации Режевского городского округа
МБОУ СОШ № 13

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора

Директор

________________________

________________________

Пикина Н.Г.
Приказ № ___ от « »08.2023 г.

Копалов А.Е.
Приказ №___от « » 08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Школьный театр »
для обучающихся 4,5-8 классов

Составитель программы:
учитель русского языка и литературы
Рогожина И.Н.

с. Черемисское
2023 г.

Пояснительная записка
Школьный театр – популярное направление внеурочной деятельности, которое
объединяет в себе различные виды искусства, создаёт в школе особую художественноэстетическую атмосферу. Внутренняя природа театрального действия глубоко родственна
принципам системно-деятельностного подхода. Она реализуется через эмоционально
насыщенные, личностно значимые формы активного проживания художественных образов,
идей и смыслов. В связи с этим данный вид творческого развития обучающихся является
одним из наиболее эффективных способов и форм самопознания, самораскрытия,
самореализации личности.
Современная система эстетического воспитания является наследницей богатых
традиций отечественной культуры, в том числе по линии театральной педагогики. Опыт
театральных постановок силами учащихся существовал ещё в дореволюционной России. В ХХ
столетии это направление получило не только дальнейшее развитие, но и научное обоснование.
В лаборатории театра НИИ ХВ 1 – ныне лаборатории литературы и театра ИХОиК РАО 2 –
детское театральное творчество изучалось как особый феномен наравне с другими формами
взаимодействия театрального искусства и учебно-воспитательного процесса в рамках системы
общего образования.
Практика работы школьных театральных коллективов показывает, что наиболее
органичное и всестороннее развитие обучающихся обеспечивает постановка спектаклей.
Деятельность школьного театра вносит большой вклад в реализацию программы
воспитательной работы, открывает широкие возможности для самоорганизации обучающихся,
проявления их активной социальной позиции. Дух сотрудничества, активные формы
совместной проектной деятельности старших и младших школьников, разнообразные способы
привлечения родительской аудитории позволяют сделать школьный театр «точкой сборки»
межпоколенных отношений, укреплять гуманистические, нравственные, семейные ценности.
Дружба, взаимопомощь, чувство коллективизма, самоотдача, настроенность на другого
человека, уверенность в себе – эти и другие исключительно важные качества личности,
ценностные установки формируются органично и естественно в процессе занятий театром.
Деятельность театрального коллектива в общеобразовательной школе становится
центром притяжения для всех участников образовательного процесса. Каждое представление
театра является ярким событием не только для его воспитанников, но и для других
обучающихся, учителей, администрации образовательного учреждения. Премьерные показы
спектаклей превращаются в значимые вехи творческой жизни, делают школу
привлекательным местом, создают атмосферу праздника, волшебства, придают учебновоспитательному процессу особое измерение, дают импульс жизненной энергии, свободы.
Общая характеристика, место в учебном плане
Занятия «Школьный театром» в общеобразовательных организациях осуществляются в
рамках вариативного подхода и являются практико-ориентированной, самобытной формой
углублённого изучения предметной области «Искусство». Среди различных видов
эстетической деятельности театр является наиболее универсальным направлением, которое
обеспечивает широкий спектр способов проявления и развития не только творческих
способностей обучающихся, но и их социальной, коммуникативной компетентности, формой
освоения различных моделей поведения и межличностного взаимодействия.
Программа внеурочной деятельности «Школьный театр» непосредственно

коррелирует предметами гуманитарного цикла, входящими в базовый учебный план основного
общего образования, такими как «Литература», «Изобразительное искусство», «Технология».
Программа «Школьный театр» предназначена для организации внеурочной
деятельности обучающихся начального и основного общего образования (4 и 5-8 классы).
Театральные занятия проводятся во второй половине дня по 1 академическому часу 1
раз в неделю.
Основное содержание занятий – постановка спектаклей, которая реализуется через
репетиции и выступления на сцене, а также текущую работу, направленную на развитие
комплекса сценических способностей, умений и навыков обучающихся.
Программа составлена на основе «Требований к результатам освоения основной
образовательной программы», представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования и основного общего образования,
а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе
воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.). Программа разработана с
учетом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий,
необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при
освоении предметной области «Искусство».
Модель «Общешкольный театр» предполагает, что в коллективе занимаются
обучающиеся разного возраста и уровня подготовки. Более опытные участники школьного
театрального движения являются его активом, группой солистов, исполнителями главных
ролей. Другие обучающиеся постепенно вливаются в постановочный процесс, являются
дублёрами, обеспечивают материально-техническую сторону спектакля, участвуют в
массовых хоровых и танцевальных сценах.
Типы и виды занятий
По форме проведения занятия подразделяются на следующие типы:
1) занятие-прослушивание (мелкогрупповое и / или индивидуальное)
− при наборе в театральный коллектив,
− при переходе из одного класса / уровня / коллектива в другой;
− для периодической оценки индивидуального темпа развития исполнительских и
творческих навыков обучающихся;
− для работы с солистами, исполнителями главных ролей;
2) занятие, направленное на развитие комплекса сценических умений и навыков
(актёрские, танцевальные этюды и упражнения, импровизации; хоровые распевания,
разучивание вокальных партий, ролей);
3) творческая проектная деятельность (создание декораций, костюмов, реквизита;
работа над режиссёрским замыслом спектакля; популяризация театрального искусства среди
сверстников)
4) репетиционно-постановочный процесс: работа над фрагментами спектакля,
групповая (по партиям, по ролям) и коллективная вокально-хоровая работа, постановка
мизансцен, хореография;
5) сводная репетиция, прогон спектакля;
6) сценический показ: спектакль, представление, концерт;
7) посещение театров, музеев, просмотр видеоспектаклей; обсуждение, анализ событий

театральной жизни.
Цели и задачи
Цели и задачи программы внеурочной деятельности «Школьный театр» определяются
в рамках обобщённых целей и задач Федеральных государственных стандартов и Примерных
программ начального общего и основного общего образования, являются их логическим
продолжением.
Главная цель:
Развитие театральной культуры обучающихся как части их духовной культуры через
коллективное творчество – создание сценического образа.
Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области
«Искусство» в целом, и музыкально-театрального искусства в частности:
1) становление мировоззрения, системы ценностей обучающихся в единстве
эмоциональной и рациональной сферы;
2) осознание значения искусства как специфического способа познания мира,
художественного отражения многообразия жизни, универсального языка общения;
3) реализация эстетических потребностей обучающихся, развитие потребности в
общении с произведениями искусства, внутренней мотивации к творческой деятельности и
самореализации.
Достижению
поставленных целей
способствует
решение круга задач,
конкретизирующих в процессе регулярной музыкально-театральной деятельности
обучающихся наиболее важные направления, а именно:
− приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного
проживания сценических образов, развитие и совершенствование эмоционально-ценностной
отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;
− развитие эмоционального интеллекта; общих и специальных способностей
обучающихся, в том числе таких как ассоциативное и образное мышление, воображение,
память, внимание, наблюдательность, чувство ритма, музыкальный слух и голос, координация
и пластика движений, мимика, речь и т.д.;
− формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира,
приобретение разнообразного опыта восприятия произведений искусства;
− приобретение навыков театрально-исполнительской деятельности, понимание
основных закономерностей музыкального и театрального искусства, их языка, выразительных
средств;
− накопление знаний о театре, музыке, других видах искусства; владение специальной
терминологией;
− воспитание уважения к культурному наследию России; практическое освоение
образного содержания произведений отечественной культуры;
− расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыке и
театральной культуре других стран и народов;
− формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу,
ответственности за общий результат;
− гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на
окружающий мир;
− получение опыта публичных выступлений, формирование активной социальной
позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города, республики, страны;

− создание в образовательном учреждении творческой культурной среды.
Содержание курса внеурочной деятельности «Школьный театр»
Основным содержанием обучения и воспитания по программе внеурочной
деятельности «Школьный театр» является опыт проживания специфического комплекса
эмоций, чувств, характеров, способов действия, порождаемых ситуациями коллективного
воплощения музыкально-театральных образов.
Занятия театром имеют, в первую очередь, практическую направленность и нацелены
на раскрытие творческого потенциала участников коллектива, в основе которых лежит
способность к воплощению сценического действия в связности, целесообразности,
осмысленности поведения в образе героя.
Главным смысловым стержнем программы является постановка сначала отдельных
сцен и фрагментов, затем небольших сказок, а со временем и развёрнутых сценических
произведений, спектаклей и / или театрализованных представлений. Премьерный показ новой
постановки является кульминацией учебного процесса. Остальное учебное время
распределяется с учётом необходимого подготовительного периода и репетиционной работы.
Постановка спектакля – это, без преувеличения, ключевое событие в жизни не только
каждого участника школьного театра, но и открытое «выражение нравственной позиции
коллектива» в целом. «Очень важен сам процесс работы, увлечённость им участников
коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным спектаклем, репетиции были
радостью, творческой потребностью исполнителей, а не скучной необходимостью.
Постановка спектакля – результат длительной, большой, кропотливой работы, во время
которой участники коллектива познают радость и муки творчества».
Параллельно на каждом занятии осуществляется работа по планомерному развитию
способностей и навыков обучающихся на материале, не имеющем прямого отношения к
конкретной постановке. Это комплекс упражнений, этюдов, импровизаций, которые дают
представление об основах сценической речи и сценического движения, позволяют осваивать
азы актёрского мастерства, сольного и хорового пения, танца. Благодаря системе тренингов
осуществляется поэтапный отбор и накопление элементов актёрской техники, пробуждается
личная активность участников театрального коллектива к различным формам творческого
самовыражения.
Программа предполагает формирование определённого уровня умений и навыков в
сфере вокального, танцевального искусства, художественно-изобразительного творчества,
осваиваемых с учётом психофизиологических возможностей школьников и особенностей
текущей постановки. Материал программы опирается на адаптированные упражнения,
известные в театральной педагогике в комплексе с основами вокально-хорового развития и
элементами хореографии, музыкального и сценического движения.
Примерная циклограмма «Весенняя ПРЕМЬЕРА»
сентябрь

октябрь

Знакомство Работа
с
новым ролям,

ноябрь
по Работа
ролям,

Декабрь
январь

февраль

по Репетиции Сводные
фрагментам репетиции

март

апрель
май

ПРЕМЬЕРА Анализ,
работа над

произведен
ием,
распределе
ние ролей,
первые
читки,
разучивание
вокальных
партий

диалоги,
впевание
сольных и
хоровых
номеров,
постановка
хореографи
ческих
фрагментов

диалоги,
и,
впевание
отдельными
сольных и сценами
хоровых
номеров,
постановка
хореографи
ческих
фрагментов

ошибками.
Развивающ
ие
тренинги,
импровизац
ии

Сценический репертуар, материал для текущих упражнений подбирается с таким
расчётом, чтобы каждый участник коллектива мог попробовать свои силы в исполнении
разноплановых ролей, принять участие в постановках различной тематики. При организации
процесса важно соблюдать принципы равноправия, чтобы школьники были готовы не только
выступать на сцене, но и выполнять другую работу, необходимую для постановки спектакля
(рабочий сцены, осветитель, гримёр и т.д.). Таким образом снимается риск появления у
отдельных обучающихся необоснованных амбиций, «звёздной болезни»; прививается
ответственность за общее дело, реализуются на практике ценности трудового воспитания.
Одновременно с развитием творческих способностей, освоением практических умений
и навыков, обучающиеся получают определённые знания о театральном искусстве, знакомятся
с основными понятиями, категориями, терминами, развивают кругозор, осведомлённость в
других видах искусства, культуре в целом.
ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Упражнения, игры, импровизации
Подвижные игры и творческие импровизации под музыку (знакомые ярко контрастные
образы животных, птиц, механизмов: кошка, лягушка, бабочка, мотоцикл, робот; затем более
сложные, абстрактные: огонь, цветы, солнечные блики, снег).
Игры и упражнения на память физических действий, двигательную фантазию, свободу
и контроль движений: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Замри», «У
дядюшки Трифона», «Скульптор и глина».
Упражнения, направленные на снятие телесных зажимов, мускульную свободу
(напряжение и расслабление мышц рук, ног, туловища, головы, лица; перекат напряжения из
одной части тела в другую).
Танцевальная разминка. Упражнения на развитие основных групп мышц, ритмическую
координацию движений под музыку спокойного, подвижного характера. Простейшие
перестроения под музыку маршевого характера. Элементы народного и историко-бытового
танца (позиции рук, ног, корпуса). Шаги, притопы, поклоны. Основной шаг галопа, хоровода,
польки.
Хореографическая композиция из 3-4 движений по кругу.
Бытовые сценки-пантомимы, коллективные этюды (кошка и собака, птица и птенчики;
волна, пирамида, ручеек).
Артикуляционные игры и упражнения, элементы логоритмики. Дыхательные
упражнения на выработку певческой установки, хорового унисона. Попевки, основанные на
поступенном нисходящем мелодическом движении на 2-3-5 звуках в умеренном темпе.

Спектакль
Сказка о царе Салтане. По мотивам произведений А. Пушкина, Н. Римского-Корсакова
(младшая группа)
«А зори здесь тихие» По мотивам произведения Б. Васильева (старшая группа)
Примерная структура типового занятия:
1. Вводная часть. Упражнения на дыхание, снятие зажимов, концентрацию внимания.
Артикуляционная разминка (5-10 мин.)
2. Танцевальная разминка (5 мин)
3. Работа над хореографическим материалом (15 мин.)
4. Актёрский тренинг. Упражнения на выразительную речь,
перевоплощение, взаимодействие и т.д. (15-20 мин).
5. Распевание, вокальные упражнения (5-10 мин)
6.
Разучивание вокальных номеров спектакля (10-20 мин).
7.
Репетиционно-постановочная работа (30 – 45 мин)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение программы внеурочной деятельности «Школьный театр» направлено на
достижение трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. При этом
теоретическое структурное разграничение различных видов результатов на практике
выступает как органичная нерасторжимая целостность. Личностные и метапредметные, в
первую очередь коммуникативные результаты, имеют глубокое и содержательное предметное
воплощение. Тематика театральных постановок способна отражать важнейшие направления
воспитательной работы, ориентирована на комплекс базовых национальных ценностей.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы «Школьный театр» должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в
том числе в части:
1. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к освоению традиций своего края, музыкальной культуры народов
России;
стремление развивать и сохранять культуру своей страны, своего края.
2. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей;
осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях
мировой культуры, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами
нравственного самоопределения, отражёнными в них;
активное участие в музыкальной, социокультурной жизни образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников
творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций,
праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность воспринимать театральное искусство с учётом моральных и духовных
ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики
и эстетики;
придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной творческой деятельности, при подготовке
спектаклей, концертов, участии в фестивалях и конкурсах.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в
окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;
осознание ценности творчества, таланта;
осознание важности музыкального и театрального искусства как средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной,
социальной, культурной средой;
овладение языком искусства, овладение основными способами исследовательской
деятельности на материале доступной текстовой, аудио- и видео-информации о различных
явлениях искусства, использование специальной терминологии.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт
восприятия произведений искусства;
соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе
артистической, творческой, исследовательской деятельности;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
7. Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности при подготовке
спектакля, проведении репетиций, сценических показов; трудолюбие, настойчивость в
достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8. Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
участие в экологических проектах через различные формы театрального творчества.
9. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные

в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и сверстников,
в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в
сфере музыкального, театрального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства
нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий,
обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия, опираясь на жизненный опыт, опыт и навыки управления своими
психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы «Школьный
театр» отражают специфику искусства, как иного (в отличие от науки) способа познания мира.
Поэтому основная линия формирования метапредметных результатов ориентирована не
столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную
сферу деятельности обучающихся.
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы
«Школьный театр» реализуется в контексте развития специфического типа интеллектуальной
деятельности – художественно-образного, музыкального мышления, которое связано с
формированием соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе
1.1. Базовые логические действия:
− выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального,
театрального явления;
− сравнивать виды и жанры театрального искусства, элементы музыкальнотеатрального действия, сценические образы, сюжеты;
− устанавливать основания для сравнения, проводить аналогии, находить ассоциации с
другими явлениями искусства;
− устанавливать существенные признаки для классификации явлений культуры и
искусства, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных
выразительных средств, элементов сценографии, актёрской игры, музыкального и визуального
образа спектакля;
− выявлять недостаток информации, необходимой для достоверного и стилистически
оправданного воплощения на сцене художественной задачи;
− обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей театрального
искусства друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
− выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе
выразительных средств, используемых при создании сценического образа конкретного
произведения, жанра, стиля.
1.2. Базовые исследовательские действия:
− следовать за развитием, наблюдать процесс развёртывания драматического действия;
− использовать вопросы как инструмент познания;
− формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между
реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, сценического

воплощения театральных образов;
− составлять алгоритм действий и использовать его для решения актёрских,
музыкально-исполнительских и других творческих задач;
− проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей, сравнению художественных процессов, явлений, культурных
объектов между собой;
− самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования.
1.3. Работа с информацией:
− применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев;
− понимать специфику работы с графической, видео-, аудиоинформацией,
музыкальными записями;
− выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
− оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
− различать тексты информационного и художественного содержания,
трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;
− использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных
произведений, развивать мышечную память как способ сохранения пластической информации;
− самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(драматическое, вокальное исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и
др.) в зависимости от коммуникативной установки.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы
«Школьный театр» реализуется, в первую очередь, через совместную деятельность,
содержанием и результатом которой является постановка и публичный показ музыкальных
спектаклей. Она предполагает нелинейную динамику творческого процесса, в которой
сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Сценическое действие предполагает не только игру актёров, пение и танец. Оно не
может быть реализовано без решения дополнительных практических задач, которые также
обеспечиваются силами участников театрального коллектива (рабочий сцены, осветитель,
костюмер, гримёр, администратор; ответственные за изготовление реквизита, бутафории;
ответственные за информационную поддержку и т.д.). Постоянная ротация участников,
готовность и умение каждого не только выступать на сцене, но и выполнять вспомогательные
функции являются естественной средой, обеспечивающей разноуровневую коммуникацию
обучающихся.
При этом специфика освоения элементов актёрского мастерства, непосредственного
взаимодействия с партнёрами в режиме «здесь и сейчас» позволяет обучающимся
формировать расширенный спектр компетенций в сфере общения. А именно:
− выражать свою идею, мысль комплексно, используя вербальные и невербальные
средства коммуникации;
− ярко и убедительно выражать эмоции, собственное отношение к происходящему;
− вести устный диалог, владеть техниками «пристройки» к собеседнику;
− анализировать внешние обстоятельства общения, чувствовать логику событий,

улавливать подтекст;
− выступать на публике, владеть основами ораторского искусства и сценического
движения, органично чувствовать себя в пространстве, преодолевать сценическое волнение;
− конструктивно обсуждать с товарищами по коллективу текущую деятельность – как
свою собственную, так и других людей;
− видеть различия в поведении других людей, воспринимать их как естественное
проявление разнообразия, богатства социального окружения человека.
В совместной деятельности:
− согласовывать собственные цели и действия с целями и действиями других
участников коллектива,
− коллегиально строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
− выполнять свой участок работы, нести безусловную ответственность за её качество;
− выручать товарищей в непредвиденной ситуации, приходить на помощь, уметь
жертвовать своими интересами ради общего дела;
− проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
− развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия,
сопереживания в процессе исполнения и восприятия произведений искусства; понимать
ценность такого социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы
взаимодействия;
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Личные результаты обучающихся, сформированные в результате занятий «Школьным
театром» выходят далеко за рамки художественно-эстетической деятельности, они
воспитывают ценные навыки, привычки, установки, которые обеспечивают социальные
аспекты функциональной грамотности, вырабатывают компетенции, позволяющие быстро
адаптироваться в окружающем мире.
Особое значение, исключительную ценность они обретают и в качестве вклада каждого
участника коллектива в общее дело. В рамках программы «Школьный театр» регулятивные
универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными умениями и
навыками. Самоорганизация и рефлексия всегда идут двумя параллельными путями – как в
индивидуальном плане, так и в логике планирования и оценке совместных действий.
Взаимодействие этих путей регулятивных универсальных учебных действий, как правило,
предполагают корректировку личных интересов и намерений, их подчинение интересам и
потребностям творческого коллектива в целом.
3.1. Самоорганизация:
− выявлять проблемы в своей жизни, которые могут быть решены с помощью приёмов
и навыков, освоенных в ходе театральных занятий;
− рассматривать жизненную проблему, как актёрский этюд, творческую задачу, которая
может быть решена различными способами, рассматривать альтернативные варианты,
выбирать наилучший вариант решения;
− чувствовать ответственность перед партнёром по сцене, координировать свои
действия с учётом возможностей и намерений партнёра, нести ответственность за свою часть
работы перед всем коллективом;
− уметь ограничивать свои личные интересы и намерения с учётом мнения, интересов,
возможностей других членов коллектива
− ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию,

в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво
продвигаться к поставленной цели;
− планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного
характера.
3.2. Самоконтроль (рефлексия):
− владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
− давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
− предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
− объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать
причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
− вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей.
3.3. Эмоциональный интеллект:
− чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей,
использовать возможности театрального искусства для расширения своих компетенций в
данной сфере;
− развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в
повседневной жизни, так и в ситуациях сценического общения, публичного выступления;
− выявлять и анализировать причины эмоций;
− понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативноинтонационную ситуацию;
− регулировать способ выражения собственных эмоций.
3.4. Принятие себя и других:
− уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим
предпочтениям и вкусам;
− признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться
не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
− принимать себя и других, не осуждая;
− проявлять открытость.
Предметные результаты
− выступать на сцене, играть разнохарактерные роли, выразительно и достоверно
передавая художественный замысел автора, вкладывая в актёрскую игру личностно значимый
смысл;
− исполнять вокальные, танцевальные, пластические номера в составе развёрнутого
драматического действия, отдельных сценах, концертных номерах;
− органично и естественно чувствовать себя перед публикой, взаимодействовать с
партнёрами по сцене;
− понимать специфику, иметь представление о комплексе выразительных средств
театрального искусства;
− владеть основами ораторского и вокального искусства, уметь выразительно и
грамотно говорить, петь, освоить различные манеры пения и сценической речи;
− владеть пластикой своего тела, освоить основы сценического движения, пантомимы,
доступных танцевальных стилей;
− выполнять сценическую задачу, органично и естественно существовать в
предлагаемых обстоятельствах, импровизировать;

− знать приёмы и способы развития памяти, действий в конфликтных ситуациях, снятия
писхологических зажимов, уметь их применять на сцене и в жизни;
− уметь организовать собственную работу над ролью, помогать педагогу в организации
репетиций с младшими обучающимися;
− представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты
коллективной музыкально-исполнительской, творческой деятельности, принимать участие в
культурно-просветительской и общественной жизни.
Предметные результаты
1) Активно включаться в творческий процесс, преодолевать стеснение, робость.
2) Знать технику безопасности на занятиях, правила поведения на занятиях, правила
поведения при посещении театра.
3) Участвовать в играх, игровых упражнениях, стремиться к созданию доступного
игрового образа (самому придумать, сделать, показать).
4) Удерживать произвольное внимание, концентрировать внимание «внутри себя»,
уметь сосредоточиться на слуховых, зрительных, двигательных ощущениях; контролировать
дыхание, мышечный тонус (снятие телесных зажимов).
5) Двигаться в соответствии с темпоритмом, характером музыки. Уметь прохлопать
равномерную метрическую пульсацию, ритмический рисунок, состоящий из восьмых и
четвертей.
6) Освоить основной шаг галопа, хоровода, марша. Исполнять небольшие танцевальные
связки, состоящие из 3-4 повторяющихся движений.
7) Импровизировать (в т.ч. под музыку) пластические образы – характеристики
животных, птиц, стремиться к узнаваемости образа. Придумывать и показывать небольшие
сценки бытового содержания (на 2-3 действия).
8) Показывать физические действия с воображаемым(и) предметом(ами).
9) Выразительно декламировать четверостишия, скороговорки, чётко артикулируя
слова.
10) Рассказывать увиденные, самостоятельно сочинённые истории, сюжеты, сценки.
11) Знать правила певческой установки, дыхания, сознательно участвовать в распевании.
Петь выразительно простые песни (одноголосные, диатонические, с простым, повторяющимся
ритмическим рисунком, краткими фразами, с преобладанием поступенного мелодического
движения) преимущественно кантиленного характера (с инструментальным сопровождением).
12) Иметь опыт выступления на сцене в инсценировке детской сказки и / или массовой
танцевальной, хоровой сцене.
13) Понимать значение слов и терминов: театр, зрительный зал, сцена, игра, актёр,
зритель.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».