ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ решением педагогического совета Директор МБОУ СОШ № 13 Протокол от_______________№______ _____________А.Е. Копалов Приказ от____________№________ Положение о текущем контроле за состоянием здоровья обучающихся 1. Общие положения 1.1 Положение о текущем контроле за состоянием здоровья обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 13» (именованной в дальнейшем «Школа») разработано на основе ст. 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям части охраны здоровья обучающихся и воспитанников, СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014), а так же Устава МБОУ СОШ № 13. 1.2 Положение представляет собой систему реализации необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся. 1.3 Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников: - социальные, экономические и экологические условия окружающей действительности; - учитывает факторы риска, имеющие место в образовательном учреждении, которые приводят к ухудшению здоровья обучающихся; - учитывает фактор негативного популяционного сдвига в здоровье обучающихся, воспитанников и всего населения страны в целом; - опирается на систему знаний, установок, привычек, формируемых у обучающихся процессе обучения, правил поведения. Особенности отношения обучающихся к своему здоровью существенно отличаются от такового у взрослых, т.к. отсутствует опыт «нездоровья» (за исключением детей с хроническими заболеваниями), затруднен прогноз последствия своего отношения к здоровью. 1.4 Охрана здоровья обучающихся включает в себя: 1. Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; 2. Организацию питания обучающихся; 3. Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; 4. Пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5. Организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6. Прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических осмотров и диспансеризации; 7. Профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных слабоалкогольных, напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; 8. Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 9. Профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 10. Проведение санитарно – противоэпидемических и профилактических мероприятий. 2. Общие принципы о текущем контроле за состоянием здоровья обучаю- щихся 2.1 Целостность системы формирования культуры здорового образа жизни обучающихся В основной образовательной программе школы, уставе и локальных актах, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья отражена системная деятельность по формированию культуры здорового образа жизни. Основные задачи данного направления: формирование у школьников ценностного отношения к здоровью, системы знаний, навыков и личного опыта, позволяющих сознательно вести здоровый образ жизни; создание условий для активизации субъективной позиции ребенка в реализации норм здорового образа жизни, формирование культуры здоровья, готовности поддерживать здоровье в оптимальном состоянии, воспитание умения выработать индивидуальную программу охраны здоровья, потребности в знаниях о физической культуре и спорте. Средством реализации данного воспитательного направления являются следующие мероприятия и творческие дела: туристические слеты, спортивные турниры, эстафеты, спортивные перемены, физкультминутки на уроках, проведение месячников ПДД и здоровья. В школе организовано взаимодействие с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта здравоохранения. В школе ведется преемственное и непрерывное обучение здоровому образу жизни на всех образовательных уровнях. Комплексный подход в оказании психологопедагогической, медико-социальной поддержки учеников. В школе ведется учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в ОУ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере здравоохранения. Отслеживание формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся ведется ежемесячно ( отчеты о проведении спортивно – массовой работы), по полугодиям ( аналитические справки) и ежегодно (отчет о работе за год). 2.2 Соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения учащихся. Состояние и содержание территории, здания, оборудования соответствуют требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения. Имеется помещение буфета для питания обучающихся. Учебные кабинеты оснащены естественной и искусственной освещенностью, воздушно – тепловым режимом, необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарно – гигиенических правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ. 2.3 Рациональная организация образовательного процесса. Помимо включения в основную образовательную программу направления по воспитанию физической культуры, готовности к самостоятельному выбору здорового образа жизни в школе реализуются дополнительные образовательные программы, ориентированные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. При организации учебного процесса соблюдаются санитарные нормы, предъявляемые к его организации: объем нагрузки в часах. Время на самостоятельную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей в двигательной активности). Педагоги школы при использовании технических средств обучения, ИКТ соблюдают здоровьесберегающий режим, учитывают требования санитарных правил. Физкультурно-оздоровительная работа ведется с обучающими всех групп здоровья. 2.4 Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни. В школе работает библиотека в фондах которой имеется научно-публицистическая, научно – методическая, детская литература по вопросам здоровьесбережения. Планируется повышение квалификации педагогических работников по вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья. Факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся. 2.5 Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися. Наличие безопасной поддерживающей среды в ОУ: благоприятный психологический климат, участие школьников в профилактике ПАВ, проведение тематических линеек и классных часов, анкетирование по выявлению факторов риска распространения ПАВ и его оценка. 2.6 Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Использование в повседневной воспитательной работе рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний. Организация качественного горячего питания обучающихся в соответствии с требованиями санитарных правил. Привлечение педагогических и медицинских работников к работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. 2.7 Мониторинг сформированности культуры здорового образа жизни обучающихся. Наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся, включение этих сведений в ежегодный отчет ОУ, доступный широкой общественности. Проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности обучающихся, родителей комплексностью и системностью работы ОУ по сохранению и укреплению здоровья, а также на предмет наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении.