Программа Юные краеведы

17.03.2025

Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы обучающиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего села.

Кукарцева Тамара Ивановна - учитель истории

Программа бюджетная (бесплатная)

вторник, среда по 40 мин., в 14-30

Цель:

Формирование познавательной потребности в освоении исторического материала.

Расширение и углубление знаний обучающихся о родном крае.

Формирование умения и навыков общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию взаимопомощи, формирование культуры.

Воспитание патриотизма, формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств.

Задачи общеразвивающей программы:

Обучающие:

-приобретать определенные знания, умения, навыки для краеведческой деятельности;

-формировать потребность применения полученных знаний и умений в жизненной практике;

-знакомить с историей малой родины, осуществлять сбор материалов о ратных и трудовых подвигах земляков;

-обучать и развивать начальные навыки исследовательской работы, методы научного поиска;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности,

стимулировать стремления знать, как можно больше о родном крае;

-формировать способность и готовность использовать краеведческие знания и умения в повседневной жизни, побуждать видеть свое место в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять в будущем;

-поддерживать мотивацию к занятию родоведением, написанию истории своей семьи;

Воспитательные:

-формировать общественную активность личности, культуры общения и поведения в социуме;

-воспитывать осознанную гражданскую позицию, патриотическое отношение к Родине, своему краю, к народным традициям и культуре;

-развивать эмоционально-волевые, нравственные качества личности, познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;

-воспитывать гордость и уважение к живущим рядом ветеранам труда, односельчанам;

-воспитывать позитивное мироощущение и отношение к жизни;

-обогащать внутренний мир юных краеведов, кругозор и общую эрудицию.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

-определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;

-работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащую в них информацию;

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать материал, содержащий в готовых информационных объектах;

-высказывать свою версию, пытаться предлагать способ проверки;

-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний, понимать, что нужна дополнительная информация для решения поставленной задачи;

-делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи;

-добывать новые знания: находить и извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию. наблюдать и делать самостоятельные выводы;

Коммуникативные:

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни;

-учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях;

-договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку;

- включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели;

- привлекать родителей к совместной деятельности;

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

-формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме;

- оценивание жизненных ситуаций (поступков людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

-развитие этических чувств; доброжелательности, отзывчивости, эмпатии;

-формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к занятиям спортом;

Предметные результаты:

- владение приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием краеведческих понятий;Хочу такой сайт

- умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

- умение работать с разными видами краеведческих материалов: историческими, географическими, национальными;

- находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного края;

-развивать навыки поиска и систематизации краеведческого материала и оформлять его в виде проектов и исследовательских работ;

В результате освоения программы обучающиеся должны знать: Историю развития села.

Памятники и памятные места села.

Знаменитых и известных людей района и села. Название населенных пунктов района. Достопримечательности села и района. Национальный состав села и района.

Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.

В практической части программы обучающиеся работают с документами, хранящимися в Черемисском историко-литературном музее, краеведческой литературой.

Тема 1.Источники изучения истории. Методы их сбора и использования

Понятие и виды исторических источников Науки-помощницы: археология, палеография, метрология, геральдика, генеалогия. Лингвистические исторические источники. Письменные исторические источники. Устные исторические источники. Вещественные исторические источники.

Тема 2. Моя малая Родина – часть России

Что такое "краеведение". Почему нужно изучать историю родного края. Понятие "малая родина". Основные цели и задачи краеведческой работы. Особенности работы с краеведческими материалами. Анкета «Что я знаю о малой родине».

Знакомство с историей возникновения села Черемисское. Легенды о происхождении названия села. Прошлое села с ХVII по начало ХХ века, образование колхозов, совхозов, их роль в жизни села. История отдельных деревень. Крестьяне, казаки и заводские. Встречи со старожилами. Развитие здравоохранения на селе. Экскурсия в Земскую больницу. Сельская кооперация. Что это? Культурно- просветительская деятельность. Ярмарки. Характеристика улиц, история их наименований. Пожарная служба и призывной пункт села. Мемориальные доски села.

Тема 3. История Отчего дома

Мой дом, его обустройство, окружающая природа. Мои друзья, соседи. Достопримечательности моей улицы. Крестьянская усадьба: расположение, надворные постройки, сад, огород. Крестьянская изба: строительство, деревянные украшения. Внутреннее и внешнее обустройство сельского дома. Роль наличников. Печь. Домашняя утварь. Одежда. Народы села. Экскурсия по селу.

Тема 4. Топонимика окрестностей села

Географическое положение села на карте области. Знакомство с границами и географическим положением Режевского района. Обозначение на карте границ «соседей» района. Флора и фауна села. Речка Черемиска, родники, дамба. Сбор названий окрестностей села. Составление карт села с названиями его окрестностей.

Тема 5. Родословие

Составление генеалогического древа (создание презентации), семейные реликвии, создание малого семейного архива, знаменитые предки, семейные праздники и традиции, создание истории своей семьи. Мои бабушка и дедушка. Фамилия – это наследственное имя семьи. Корни своей фамилии. Происхождение имени и фамилии. «Знаменитые фамилии России». Фамилии нашего села. Сбор материала о распространенных фамилиях на селе. Иностранные фамилии. Сбор материала об интересных иностранных фамилиях. Исчезнувшие фамилии на селе. Составление красочного словаря фамилий и их происхождение.

Тема 6. История школы

Содержание общеразвивающей программы

Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы обучающиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего села.

Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.

В практической части программы обучающиеся работают с документами, хранящимися в Черемисском историко-литературном музее, краеведческой литературой.

Тема 1.Источники изучения истории. Методы их сбора и использования

Понятие и виды исторических источников Науки-помощницы: археология, палеография, метрология, геральдика, генеалогия. Лингвистические исторические источники. Письменные исторические источники. Устные исторические источники. Вещественные исторические источники.

Тема 2. Моя малая Родина – часть России

Что такое "краеведение". Почему нужно изучать историю родного края. Понятие "малая родина". Основные цели и задачи краеведческой работы. Особенности работы с краеведческими материалами. Анкета «Что я знаю о малой родине».

Знакомство с историей возникновения села Черемисское. Легенды о происхождении названия села. Прошлое села с ХVII по начало ХХ века, образование колхозов, совхозов, их роль в жизни села. История отдельных деревень. Крестьяне, казаки и заводские. Встречи со старожилами. Развитие здравоохранения на селе. Экскурсия в Земскую больницу. Сельская кооперация. Что это? Культурно- просветительская деятельность. Ярмарки. Характеристика улиц, история их наименований. Пожарная служба и призывной пункт села. Мемориальные доски села.

Тема 3. История Отчего дома

Мой дом, его обустройство, окружающая природа. Мои друзья, соседи. Достопримечательности моей улицы. Крестьянская усадьба: расположение, надворные постройки, сад, огород. Крестьянская изба: строительство, деревянные украшения. Внутреннее и внешнее обустройство сельского дома. Роль наличников. Печь. Домашняя утварь. Одежда. Народы села. Экскурсия по селу.

Тема 4. Топонимика окрестностей села

Географическое положение села на карте области. Знакомство с границами и географическим положением Режевского района. Обозначение на карте границ «соседей» района. Флора и фауна села. Речка Черемиска, родники, дамба. Сбор названий окрестностей села. Составление карт села с названиями его окрестностей.

Тема 5. Родословие

Составление генеалогического древа (создание презентации), семейные реликвии, создание малого семейного архива, знаменитые предки, семейные праздники и традиции, создание истории своей семьи. Мои бабушка и дедушка. Фамилия – это наследственное имя семьи. Корни своей фамилии. Происхождение имени и фамилии. «Знаменитые фамилии России». Фамилии нашего села. Сбор материала о распространенных фамилиях на селе. Иностранные фамилии. Сбор материала об интересных иностранных фамилиях. Исчезнувшие фамилии на селе. Составление красочного словаря фамилий и их происхождение.

Тема 6. История школы

История народного образования в селе и окрестных деревнях. Школа в годы Великой Отечественной войны. Создание профессионально-технической школы и ее дальнейшее развитие. История создания краеведческого музея в школе. Клуб «Лира». «Учителями славится Россия» (встреча с учителями-ветеранами). Знаменитые выпускники. Традиции школы.

Тема 7. Наш край богат талантами

Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, артистами, интересными людьми, краеведами. Великие земляки. Ветераны труда нашего села. Встреча с интересными людьми. (4 час)

Тема 8. Обычаи, традиции, праздники

Обычаи и традиции наших бабушек и прабабушек, современные обычаи, традиции односельчан. Праздники по временам года, религиозные, сельские мероприятия. Посиделки. Игры на посиделках. Частушки и песни. Обзор традиционных ремесел. Тематический поиск «Семьи сельских умельцев». Народы села. Практическая работа «Игры, танцы, песни наших бабушек и прабабушек».

Тема 9. Листая Книгу Памяти…

Начало Великой Отечественной войны. Героизм односельчан на фронтах войны. Наше село в годы войны. Перестройка тыла на военный лад. Женщины-труженики тыла. Вклад уральцев –земляков в победу над врагом. Знакомство с книгой памяти «От Режа до Берлина». Экскурсия к памятнику воинам Великой Отечественной Войны в родном селе. Дети войны. Встреча с людьми, чье детство прошло в годы войны. .

Тема 10. Святыни Режевского округа

Православные храмы района. История церковных приходов. Часовня Святителя Николая Чудотворца и Богоявленский храм в селе. Престольные праздники. Экскурсия в храм.

Обучающиеся должны уметь:

Описывать основные изменения истории развития села.

Систематизировать информацию о родном крае.

Проводить поисковые работы по названным темам.

Оформлять буклеты, готовить презентации.

Составлять анкеты.

Работать с первоисточниками.

Создавать проекты и выступать на краеведческих конференциях.

 
Юные краеведы 492bbe6097f8b1cb2fe7f1188cbd1890.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».