МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13» Приложение к ООП НОО, АООП НОО МБОУ СОШ № 13 УТВЕРЖДЕНО И.о. директора МБОУ СОШ № 13 __________Н.Г. Пикина Приказ от 28.08.2024г. № 116/01-10 ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ начального общего образования на 2024 – 2025 учебный год 1-4 классы Принят на педагогическом совете Протокол № 1 от 28.08.2024г. с. Черемисское 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными документами и методическими рекомендациями: - Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20); - Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 июля 2023 г., регистрационный № 74229); - Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy. План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. Направления и цели внеурочной деятельности. 1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. 2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. 3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. 4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. 5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных 2 современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. 6. Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересы и способности к самообразованию. 7. "Учение с увлечением!" включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: • целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; • преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); • учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; • использование форм организации, предполагающих использование средств информационно-коммуникационных технологий. Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие: • учебные курсы и факультативы; • художественные, музыкальные и спортивные студии; • соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, миниисследования; • общественно полезные практики и другие. Внеурочная деятельность в части, рекомендуемой для всех обучающихся, представлена информационно-просветительскими занятиями патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок), целью которых является развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Реализация программы занятий «Разговоры о важном» возложена на классных руководителей; Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 4 года обучения на уровне начального общего образования не более 1320 часов, в год — не более 330 часов. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, до 10 часов в неделю на проведение занятий в каждом классе. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении МБОУ СОШ № 13, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности (дома культуры, музеи, театры, спортивные комплексы, стадионы и другие). 3 При организации внеурочной деятельности непосредственно в МБОУ СОШ № 13 могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальный педагог, педагог-психолог, учительлогопед, библиотекарь и другие). Ожидаемые результаты внеурочной деятельности: • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения всистеме внеурочной деятельности; • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; • воспитание уважительного отношения к своему городу, селу, школе; • получение школьником опыта самостоятельного социального действия; • формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; • реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Ученик получит возможность научиться: • адекватно использовать речевые средства общения для решения коммуникативных задач; • допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственным мнением; • строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников. Таким образом, план внеурочной деятельности позволяет удовлетворить дополнительные образовательные запросы обучающихся, их родителей (законных представителей) несовершеннолетних, обеспечить развитие личности. 4 План внеурочной деятельности (недельный) Учебные курсы Количество часов в неделю 1 2 3 4 Инвариантная часть Разговоры о важном 1 1 1 1 Вариативная часть Спортивно-оздоровительная деятельность Соревнования, 1 1 1 1 экскурсии, походы, мероприятия по плану воспитательной работы Проектно-исследовательская деятельность Коммуникативная деятельность; художественно-эстетическая творческая деятельность; информационная культура; интеллектуальные марафоны Орлята России 1 2 2 2 Тематические 1 1 1 1 декадники: новогодние мероприятия, День защитника Отечества, день Победы и др. Функциональная 0 0 0 1 грамотность «Учение с увлечением!» Учись учиться 2 2 2 2 5