Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
Режевской городской округ
(МБОУ СОШ № 13)

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на Педагогическом совете

Зам. директора по УВР

Директор МБОУ СОШ № 13

Протокол № 1

__________Н.Г. Пикина

____________А.Е. Копалов

от «30» августа 2023 г.

от «___» ___________ г.

Приказ № 85/01-10
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ НА ОСНОВЕ
ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»
(10-11 КЛАССЫ)

Составитель:
учитель русского языка
Гафеева Л.Ю.

с. ЧЕРЕМИССКОЕ, 2023г.

Пояснительная записка
С целью расширения базового уровня обученности по предмету
«Русский язык» за счет часов НРК и компонента образовательного учреждения
предусмотрен факультативный курс «Сочинение-рассуждение: теория и
практика» в объеме 102 ч.: 34 часа в 10 классе 68 часов в 11 классе.
Так как это факультативный курс, то выставление отметок не
предусмотрено.
Данный курс расширяет программу базового уровня изучения русского
языка в 10-11 классах.
Программа
элективного
курса
предусматривает
обучение
конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста,
развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать
своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать
проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом
стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе освоения данной
программы, направлены на выполнение задания повышенного уровня
сложности при итоговой государственной аттестации.
Цель данного факультативного курса: расширить базовые знания
обучающихся, повысить гуманитарное развитие обучающихся на основе
коммуникативной компетенции.
Задачи:
-научить конструировать письменное высказывание в жанре сочинениярассуждения; научить анализировать и делать выводы;
-сформировать умения читать, понимать прочитанное и анализировать
общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- сформировать и развивать навыки грамотного и свободного владения
письменной речью;
-сформировать умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем,
свои оценки фактов и явлений;
-развивать творческие способности.
-воспитывать интерес и уважение к языку и культуре своего народа.
Содержание программы
Содержание программы имеет модульное построение.
Вопросы теории
1. Введение. Цель и задачи образовательной программы «Сочинениерассуждение: теория и практика». Композиция сочинения-рассуждения.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Алгоритм.
2. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Виды вступлений.
Образцы клише.
3. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы
исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста. 4.
Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем,
рассматриваемых авторами в исходных текстах.

5. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции.
Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.
Образцы клише.
6. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
7. Заключительная часть сочинения. Алгоритм.
8. Речь. Выразительные средства языка.
Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности
1.
Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту
публицистического стиля. Творческие работы. Анализ работ.
2.
Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по
тексту научно-популярного стиля. Творческие работы. Анализ работ.
3.
Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту
художественного стиля. Творческие работы. Анализ работ.
Требования к уровню подготовки обучающихся
После освоения программы каждый обучающийся должен
-знать:
-теорию по лингвистике;
- структуру сочинения-рассуждения;
- критерии оценивания сочинения-рассуждения;
- уметь:
-формулировать проблему, поставленную автором исходного текста,
понимать и интерпретировать содержание исходного текста, комментировать
проблему;
-определять позицию автора;
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно; -иметь
навык:
-анализа творческих образцов сочинений и рецензии их;
-высказывания своей точки зрения, убедительного её доказывания
(приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский
опыт, на пример из текста).
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому
языку: тесты, творческие задания, презентации, опорные конспекты, схемы,
таблицы. Задачи обучения реализуются в ходе активной познавательной
деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с педагогом и
другими учащимися. Содержание обучения включает теоретический и
практический материал (представленный в 2 модулях), освоение которого
осуществляется параллельно или одновременно.
Формы
проведения
занятий:
урок-лекция
с
элементами
исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки
навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

К концу изучения курса у обучающихся должны сформироваться навыки
творческого письма.
Программа факультативного курса предусматривает обучение
конструированию текста типа рассуждения, как на основе исходного текста,
так и по заданной теме, развитие умения понимать и интерпретировать
прочитанный текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную
мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать
языковые средства с учетом стиля и типа речи.

Тематическое планирование
10 класс
№
П/п
1

Тема

Кол-во
часов

Введение.

1

Содержание, цель и задачи курса.
Основные требования к творческой работе.
2

Текст. Основные аспекты анализа текста.

2

3

Композиция сочинения - рассуждения. Критерии оценивания
сочинения-рассуждения.

2

4

Оценивание сочинения-рассуждения по критериям.

1

5

Виды информации в тексте.

3

Соотношение тематики и проблематики текста
6

Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных
текстах. Формулировка основной проблемы исходного текста

7

7

Роль вступления в сочинении- рассуждении.

2

8

Комментарий основной проблемы текста. Основные требования к
комментарию

4

9

Подбор примеров-иллюстраций из текста для понимания выявленной
проблемы

3

10

Установление смысловой связи между примерами в комментарии.
Композиционные приемы для установления связи между примерамииллюстрациями в комментарии

3

11

Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции.

4

12

Заключительная часть сочинения. Виды заключений.

2

Всего

34

Виды вступлений.

11 класс
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

1

Текст. Стили текста.

4

2

Особенности сочинения-рассуждения по тексту публицистического
стиля.

3

3

Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля .

6

4

Художественный стиль речи.

3

5

Подбор примеров-иллюстраций из текста для понимания выявленной
проблемы.

6

6

Пояснение к примерам-иллюстрациям в комментарии.

6

7

Написание сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля по
критериям к1-к2

8

Авторская позиция. Языковой анализ текста как способ определения
авторской позиции. Средства выразительности в тексте.

4

9

Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме с
обоснованием своей точки зрения

4

10

Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по
разным проблемам.

11

Оценивание творческих работ, написанных на основе текста
художественного и публицистического стилей

12

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту

13

Анализ сочинений

3

Итого

68

4+4

4+4

5

4+4

Календарно-тематическое планирование
10 класс
№
П/
п

Тема

Ко
лво
ча
со
в
1

Тип
занятии

Содержание занятия

1

Введение.
Содержание, цель и
задачи курса.
Основные требования к
творческой работе.

Теория

Содержание, цель и задачи курса.
Основные требования к творческой работе.
термины, встречающиеся в формулировке
задания в критериях оценивания.
Этапы выполнения задания с развернутым
ответом.

2

Текст. Основные
аспекты анализа текста.
Анализ текста

1

Теория

1

Практика

4-5 Композиция
сочинения рассуждения. Критерии
оценивания сочинениярассуждения.
6
Оценивание
сочинения-рассуждения
по критериям.
7 Виды информации в
тексте.
Соотношение тематики
и проблематики текста

2

Теория

Тема текста. Идея (основная мысль,
авторская позиция), проблематика текста.
Определение темы, идеи, позиции автора,
проблематики текста
Композиция творческой работы. Критерии
оценивания сочинения-рассуждения.

1

Практика

1

Теория

8-9 Практическая работа с
текстами. Соотношение
тематики и
проблематики текста

2

Практика

Текст. Тема текста. Проблема.
Соотношение темы и проблемы текста.

10- Виды и категории
11 проблем,
рассматриваемых
авторами в исходных
текстах
12- Формулировка
13 основной проблемы
исходного текста
14- Формулировка
16 проблемы
предложенного текста
разными способами.
17 Роль вступления в

2

Теория
практика

2

Теория

3

Практика

Текст. Тема текста. Проблема. Виды
проблем (философские, социальные,
политические, нравственные,
экологические, эстетические). Способы
выявления проблемы.
Текст. Тема текста. Проблема. Виды
проблем.
Способы формулирования проблемы
Формулирование проблемы предложенного
текста разными способами.

1

Теория

3

Критерии оценивания сочинения
Что такое проблема текста? Проблемы в
художественных и публицистических
текстах.
Типичные ошибки, связанные с
пониманием и формулировкой проблемы.

Композиция сочинения. Вступление к

П
ри
ме
ча
ни
е

сочинениирассуждении.
Виды вступлений.
18 Виды вступления к
сочинениюрассуждению по
предложенному тексту.
19- Комментарий основной
22 проблемы текста.
Основные требования к
комментарию
23 Подбор примеровиллюстраций из текста
для понимания
выявленной проблемы
24 Основные требования к
пояснению примеровиллюстраций в
комментарии
25 Обучение написанию
пояснения к примерамиллюстрациям в
комментарии
26 Установление
смысловой связи между
примерами в
комментарии
27 Композиционные
приемы для
установления связи
между примерамииллюстрациями в
комментарии
28 Композиционные
приемы для
установления связи
между примерамииллюстрациями в
комментарии
29 Авторская позиция.
Способы выражения
авторской позиции.

30

Определение авторской
позиции. Языковой
анализ текста как
способ определения
авторской

сочинению.

1

Практика

виды вступления

4

Теория
практика

1

Практика

Комментарий – результат исследования
текста. Показатель понимания текста.
Типовые конструкции (клише) для
комментирования проблемы.
работа с текстом. Введение цитат в текст
сочинения. Типичные ошибки при
комментировании проблемы.

1

Теория

Тема, идея, позиция автора. Примерыиллюстрации для подтверждения авторской
позиции.

1

Практика

Тема, идея, позиция автора. Примерыиллюстрации для подтверждения авторской
позиции.

1

Теория

Композиционные приемы для
установления связи между примерамииллюстрациями в комментарии

1

Теория

Композиционные приемы для
установления связи между примерамииллюстрациями в комментарии

1

Практика

Композиционные приемы для
установления связи между примерамииллюстрациями в комментарии

1

Теория

1

Практика

Авторская позиция. Средства выражения
позиции автора: слова-маркёры, оценочная
лексика, средства выразительности,
вводные слова, побудительные
предложения. Авторская позиция в
публицистическом тексте. Авторская
позиция в художественном тексте. Автор и
рассказчик. Типовые конструкции для
выражения авторской позиции. Типичные
ошибки в определении позиции автора
текста.
Определение авторской позиции. Круг
рассматриваемых вопросов в тексте.
Изобразительно-выразительные средства
языка для понятия авторской
позиции. Языковой анализ текста как

позиции. Средства
выразительности в
тексте.

31

32

33

34

Отношение к позиции
автора по проблеме
исходного текста
Отношение к позиции
автора по проблеме
исходного текста.
Обоснование
собственной позиции
Заключительная часть
сочинения. Виды
заключений.

1

Теория

1

Практика

1

Теория

Заключение к
сочинению.

1

Практика

Всего

34

способ определения авторской
позиции. Цель языкового анализа
исходного текста.
Средства выразительности, их роль в
тексте.
Отношение к позиции автора по проблеме
исходного текста. Обоснование
собственной позиции
Отношение к позиции автора по проблеме
исходного текста. Обоснование
собственной позиции. Способы
обоснования собственной позиции
виды заключения: обобщение основных
мыслей автора, вопросительное
предложение, в том числе риторический
вопрос, призыв, обращение к читателю,
использование цитат.
Композиция. Заключение. Виды
заключений

Календарно-тематическое планирование
11 класс
№
п/
п

Тема

1-4

Текст. Стили текста.

Кол
-во
час
ов
4

Особенности
сочинения-рассуждения
по тексту
публицистического
стиля.
Работа с текстом
6-7 публицистического
стиля.Определение
темы, проблемы,
авторской позиции.
Подбор примеровиллюстраций, важных
для понимания
проблемы исходного
текста
8-9 Сочинение-рассуждение
по тексту научнопопулярного стиля.
10- Работа с текстом
13 научно-популярного
стиля.Определение
темы, проблемы,
авторской позиции.
Подбор примеровиллюстраций важных
для понимания
проблемы исходного
текста
14 Художественный стиль
речи.

1

Особенности
сочинения- рассуждения
по тексту
художественного стиля.
Тема и проблема текста
художественного стиля.
Как определить
проблему?

1

5

15

16

17- Подбор примеров22 иллюстраций из текста
для понимания

Тип
заняти
и

Основное содержание

Теория Текст. Признаки текста. Тема. Идея. Авторская
практи позиция. Проблематика
ка
теория Публицистический стиль речи. Тип речи –
рассуждение. Композиция сочинениярассуждения.

2

практи Тема. Идея. Авторская позиция. Определение
ка
проблемы текста публицистического стиля.
Подбор примеров-иллюстраций для
подтверждения проблемы исходного текста.

2

теория Научно-популярный стиль речи и его
особенности

4

практи Научно-популярный стиль речи и его
ка
особенности.
Определение темы, проблемы, авторской
позиции. Подбор примеров-иллюстраций,
важных для понимания проблемы исходного
текста

1

теория Стиль художественной литературы и его
особенности. Изобразительно-выразительные
средства как особенность текстов
художественного стиля
теория Рассуждение как тип речи. Композиция
сочинения-рассуждения.

1

6

теория Тема, основная мысль, проблема, авторская
позиция. Особенности текстов
художественного стиля. Анализ
художественного текста с целью определения
проблемы текста
теория Тема, основная мысль, проблема, авторская
позиция. Особенности текстов
художественного стиля

Примеч
ание

2324
2528

2932,
3336
37

выявленной проблемы.
Пояснение к примерамиллюстрациям в
комментарии.
Установление
смысловой связи между
примерами в
комментарии
Написание сочинениярассуждения по тексту
художественного стиля
по критериям к1-к2
Авторская позиция.
Языковой анализ текста
как способ определения
авторской
позиции. Средства
выразительности в
тексте.
Определение авторской
позиции. Языковой
анализ текста как способ
определения авторской
позиции. Средства
выразительности в
тексте.
Как выразить
собственное мнение по
выявленной проблеме с
обоснованием своей
точки зрения
Выражение собственной
позиции и ее
обоснование.
Анализ текста
художественного стиля.
Работа с одним текстом
по разным проблемам.

2

теория Способы комментирования примеровиллюстраций

4

теория Композиционные приемы для установления
связи между примерами-иллюстрациями в
комментарии

4+4

практи Сочинение-рассуждение по предложенному
ка
тексту

1

теория Определение авторской позиции. Языковой
анализ текста как способ определения
авторской позиции. Средства выразительности
в тексте.

3

практи Определение авторской позиции. Языковой
ка
анализ текста как способ определения
авторской позиции. Средства выразительности
в тексте.

2

теория Собственное мнение по выявленной проблеме
с обоснованием своей точки зрения. Способы
обоснования

2

практи Способы обоснования собственного мнения по
ка
выявленной проблеме текста

4

практи Текст. Признаки текста. Тема. Идея. Авторская
ка
позиция. Проблематика

49- Анализ текста
52 художественного стиля.
Работа с разными
текстами по одной
проблеме.
53- Оценивание творческих
54 работ, написанных на
основе текста
художественного и
публицистического
стилей

4

практи Текст. Признаки текста. Тема. Идея. Авторская
ка
позиция. Проблематика

2

практи Работа с критериями оценивания сочиненияка
рассуждения по данному тексту

55- Оценивание творческих
57 работ, написанных на
основе текста
художественного стиля

3

практи Работа с критериями оценивания сочиненияка
рассуждения по данному тексту

3840

4142

4344
4548

5861,
6265
6668

Сочинение-рассуждение
по предложенному
тексту

4+4

практи Сочинение-рассуждение по предложенному
ка
тексту

Анализ сочинений

3

Теория Работа с критериями оценивания сочиненияпракти рассуждения по данному тексту
ка

Итого

68

Учебно-методическое сопровождение
Н.Т.Трунцева «Учим писать сочинение».М. «Вако»2016
Н.А.Сенина,С.В.Гармаш и др. «Русский язык.Подготовка к ЕГЭ 2020».
Материалы папки «Факультативный курс по русскому языку 10-11 класс»
Итоговое выпускное сочинение в 11 классе от экспертов в области подготовки к
ЕГЭ Н.А. Сениной, А.Г. Нарушевича и И.С. Нарушевич. Издательство «Легион»
Русский язык. Литература, 2022.
5. Итоговое сочинение. Трудно? Легко! / Л.И. Мальцева. –Ростов н/Д: Издатель
Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2021.
6. Пименова В. «Сочинение как творческий вид работы. Из опыта учителя». Библиотечка «Первого сентября». Серия «Литература». Выпуск 5(17). - М. 2021.
7. Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Метод. рекомендации для образоват. организаций. — М.: Просвещение, 2021.
8. Серия „Учимся с «Просвещением» “/„ «Просвещение» — учителю “, 2020-2023.
9. Серафимова В.Д. Практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным и вступительным экзаменам. Русские писатели XX и XXI веков. - //АСТ,
Астрель, Москва, 2023
10.Сигов В. К., Ломилина Н. И. «Итоговая аттестация. Выпускное сочинение. 10-11
классы». Пособие издательства «Дрофа», 2022.
11.Сочинение? Легко! 10—11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / [С. И. Красовская, М. И. Шутан, Е. А. Певак и др.]. — М.: Просвещение,
2021.
12.Ходякова Л. А. и И. К. Геро «Подготовка к итоговому сочинению по литературе»
«Русский язык в школе» № 2 за 2023 год.
13.Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10−11 классы. (Методическое
пособие для учителей).
1.
2.
3.
4.

Интернет-ресурсы:
http://sochinenie11.ru/o/140-2-knigi-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu.html;
russkiy-na-5.ru;
http://lanasvet1991.blogspot.ru/p/blog-page_7458.html; http://sochinenie.wikivote.ru;
https://mogu-pisat.ru/spravochnik/nachalo/?clear_cache=Y?ELEMENT_ID=181332


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».