МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» Режевской городской округ (МБОУ СОШ № 13) РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на Педагогическом совете Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 13 Протокол № 1 __________Н.Г. Пикина ____________А.Е. Копалов от «30» августа 2023 г. от «___» ___________ г. Приказ № 85/01-10 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Текстоведение» для 9 класса основного общего образования на 2023-2024 учебный год Составитель: Давыдова Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы с. Черемисское 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа курса «Текстоведение» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 13 с учётом программ, включённых в её структуру. Настоящая программа составлена на 16 часов (1 час в неделю в течение 1 полугодия) в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 13. Данный курс рассчитан на 1 полугодие обучения в 9 классе. Изучение учебного курса «Текстоведение» в 9 классе направлено на достижение следующих целей: • научить анализировать содержание и лингвистические компоненты текста, структурировать информацию, • интерпретировать чужой и создавать собственный текст. Задачи курса: • работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент; • соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи; • развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление быть вдумчивым и проницательным читателем; • формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт; • формировать собственный письменный стиль; • выявлять творческие способности; • научить применять обобщённые знания и умения при анализе текста Содержание курса Текст как результат речевой деятельности Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Роль ключевых слов текста. Способы и средства связи между предложениями в тексте. Характер смысловых отношений между частями текста. Средства выразительности в тексте Особенности использования лексических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средства выразительности в тексте. Специальные изобразительно-выразительные средства в тексте и их роль. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой и основной мыслью текста. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова Выразительное чтение как тест на понимание текста. Логические паузы и ударения. Интонация текста. Синтаксические и пунктуационные нормы текста Словосочетание и предложение. Функции сложного предложения в тексте. Пунктуация в сложном предложении текста От анализа текста к изложению Виды изложений. Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Критерии оценивания сжатого изложения. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Сочинение — это тоже текст Критерии оценки сочинения-рассуждения. Структура сочинения-рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Смысловые и грамматические связи предложений. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Тезис в сочинении – рассуждении. Аргументы в сочинении - рассуждении. Вывод в сочинении – рассуждении. Учимся проверять с орфографическим словарём. Планируемые результаты обучения: Личностные: • извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе; • применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения. Метапредметные: • свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста; • создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; • осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст. Предметные: В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик должен уметь: • различать стили и типы речи; • проводить стилистический анализ текста; • вести спор, соблюдая правила речевого этикета; • определять авторскую позицию, корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности; • подбирать убедительные доказательства своей точки зрения. Тематическое планирование № раздела 1. 2. 3. 4. 5. 6. Итого Название раздела Текст как результат речевой деятельности Средства выразительности в тексте Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова Синтаксические и пунктуационные нормы текста От анализа текста к изложению Сочинение — это тоже текст Количество часов 3 3 1 1 4 4 16 Поурочное планирование № Название раздела. Кол-во урока Тема урока часов Текст как результат речевой деятельности 1 Определение, признаки и 1 характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. 2 Роль ключевых слов текста. 1 Способы и средства связи между предложениями в тексте. Характер смысловых отношений между частями текста. Средства выразительности в тексте 4 Особенности использования лексических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средства выразительности в тексте. 5 Специальные изобразительновыразительные средства в тексте и их роль. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой и основной мыслью текста. 6 Практическая работа «Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности». 3 1 Примечание Определить признаки предложенного текста. Определить тему и основную мысль в тексте. Определить ключевые слова текста Определить способ связи в предложенном тексте. 1 Определить смысловые отношения между частями текста. 1 Связать предложения в тексте. Определить роль средств выразительности. 1 Закончить работу с текстом. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова 7 Выразительное чтение как тест на 1 Подготовить выразительное понимание текста. чтение текста. Логические паузы и ударения. Интонация текста. Синтаксические и пунктуационные нормы текста 8 Словосочетание и предложение. 1 Функции сложного предложения в тексте. Пунктуация в сложном предложении текста Расставить в тексте знаки препинания в соответствии с пунктуационными нормами. Записать текст, расставить знаки препинания От анализа текста к изложению 9 Виды изложений. Критерии оценивания сжатого изложения. Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Используя приемы компрессии, сократить текст. Оценить изложение в соответствии с критериями 1 оценивания. Закончить работу над изложением. Пишем сжатое изложение. 1 Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. 12 Практическая работа по предупреждению речевых, логических, фактических ошибок Сочинение — это тоже текст 13 Структура сочинениярассуждения. Критерии оценивания. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. 1 Разделить текст на абзацы в соответствии с коммуникативной задачей 1 Аналитическая работа с текстом 1 15 Смысловые и грамматические связи предложений. Тезис в сочинении – рассуждении Аргументы в сочинении рассуждении. Вывод в сочинении – рассуждении. 16 Написание сочинения – рассуждения. 1 10 11 14 1 1 ЛИТЕРАТУРА: Для учащихся Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993 Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас…», или речевой этикет. – М., 2004 Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. – М., 1992 Словари Балакий А.Г. Словарь русского речевого этикета. – М., 2001 Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004 Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. – М., 2003 Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими нормами. – М., 2000 Для учителя Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. – М., 1981 Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001 Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2001 Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001 Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя – М., 1991 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998 Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. – М., 1980 Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. – М, 2002