Текстоведение 9 2023

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
Режевской городской округ
(МБОУ СОШ № 13)

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на Педагогическом совете

Зам. директора по УВР

Директор МБОУ СОШ № 13

Протокол № 1

__________Н.Г. Пикина

____________А.Е. Копалов

от «30» августа 2023 г.

от «___» ___________ г.

Приказ № 85/01-10
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Текстоведение»
для 9 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Давыдова Ирина Сергеевна,
учитель русского языка и литературы

с. Черемисское 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Текстоведение» составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования МБОУ СОШ № 13 с учётом программ, включённых в её структуру.
Настоящая программа составлена на 16 часов (1 час в неделю в течение 1
полугодия) в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 13. Данный курс рассчитан
на 1 полугодие обучения в 9 классе.
Изучение учебного курса «Текстоведение» в 9 классе направлено на достижение
следующих целей:
•
научить анализировать содержание и лингвистические компоненты текста,
структурировать информацию,
•
интерпретировать чужой и создавать собственный текст.
Задачи курса:
•
работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над
увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;
•
соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
•
развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать
стремление быть вдумчивым и проницательным читателем;
•
формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно,
с опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт;
•
формировать собственный письменный стиль;
•
выявлять творческие способности;
•
научить применять обобщённые знания и умения при анализе текста
Содержание курса
Текст как результат речевой деятельности
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема
текста и способы их установления и формулирования. Роль ключевых слов текста. Способы и
средства связи между предложениями в тексте. Характер смысловых отношений между частями
текста.
Средства выразительности в тексте
Особенности
использования
лексических,
словообразовательных,
морфологических и синтаксических средства выразительности в тексте. Специальные
изобразительно-выразительные средства в тексте и их роль. Выбор и организация
языковых средств в соответствии с темой и основной мыслью текста. Анализ текста с
точки зрения использования в нём средств выразительности.
Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Логические паузы и ударения.
Интонация текста.
Синтаксические и пунктуационные нормы текста
Словосочетание и предложение. Функции сложного предложения в тексте. Пунктуация в
сложном предложении текста
От анализа текста к изложению
Виды изложений. Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Критерии
оценивания сжатого изложения. Ключевые слова и их роль в определении границ главной
информации. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как
о пунктуационном знаке.
Сочинение — это тоже текст
Критерии оценки сочинения-рассуждения. Структура сочинения-рассуждения. Речевые
клише, используемые в сочинении-рассуждении. Смысловые и грамматические связи
предложений. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Тезис в сочинении – рассуждении.

Аргументы в сочинении - рассуждении. Вывод в сочинении – рассуждении. Учимся проверять с
орфографическим словарём.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
• извлекать необходимую информацию из различных источников, включая
жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать ее в
творческой работе;
• применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных
ситуациях общения.
Метапредметные:
• свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
• создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
• осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их,
совершенствовать и редактировать текст.
Предметные:
В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик
должен уметь:
• различать стили и типы речи;
• проводить стилистический анализ текста;
• вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
• определять авторскую позицию, корректно выражать собственное мнение к
фактам и явлениям окружающей действительности;
• подбирать убедительные доказательства своей точки зрения.

Тематическое планирование
№ раздела
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Итого

Название раздела
Текст как результат речевой деятельности
Средства выразительности в тексте
Выразительное чтение текста как искусство
звучащего слова
Синтаксические и пунктуационные нормы текста
От анализа текста к изложению
Сочинение — это тоже текст

Количество
часов
3
3
1
1
4
4
16

Поурочное планирование
№
Название раздела.
Кол-во
урока
Тема урока
часов
Текст как результат речевой деятельности
1
Определение, признаки и
1
характеристика текста как
единицы языка. Тема, идея,
проблема текста и способы их
установления и формулирования.
2
Роль ключевых слов текста.
1
Способы и средства связи между
предложениями в тексте.
Характер смысловых отношений
между частями текста.
Средства выразительности в тексте
4
Особенности использования
лексических,
словообразовательных,
морфологических и
синтаксических средства
выразительности в тексте.
5
Специальные изобразительновыразительные средства в тексте
и их роль.
Выбор и организация языковых
средств в соответствии с темой и
основной мыслью текста.
6
Практическая работа «Анализ
текста с точки зрения
использования в нём средств
выразительности».
3

1

Примечание
Определить признаки
предложенного текста.
Определить тему и основную
мысль в тексте.
Определить ключевые слова
текста
Определить способ связи в
предложенном тексте.

1

Определить смысловые
отношения между частями
текста.

1

Связать предложения в тексте.
Определить роль средств
выразительности.

1

Закончить работу с текстом.

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
7
Выразительное чтение как тест на
1
Подготовить выразительное
понимание текста.
чтение текста.
Логические паузы и ударения.
Интонация текста.
Синтаксические и пунктуационные нормы текста
8
Словосочетание и предложение.
1
Функции сложного предложения
в тексте.
Пунктуация в сложном
предложении текста

Расставить в тексте знаки
препинания в соответствии с
пунктуационными нормами.
Записать текст, расставить
знаки препинания

От анализа текста к изложению
9
Виды изложений. Критерии
оценивания сжатого изложения.
Способы и приёмы компрессии
(сокращения) текста.

Используя приемы
компрессии, сократить текст.
Оценить изложение в
соответствии с критериями

1

оценивания.
Закончить работу над
изложением.

Пишем сжатое изложение.

1

Ключевые слова и их роль в
определении границ главной
информации. Соотношение
микротемы и абзацного строения
текста. Представление об абзаце
как о пунктуационном знаке.
12
Практическая работа по
предупреждению речевых,
логических, фактических ошибок
Сочинение — это тоже текст
13
Структура сочинениярассуждения. Критерии
оценивания. Алгоритм написания
сочинения – рассуждения.
Речевые клише, используемые в
сочинении-рассуждении.

1

Разделить текст на абзацы в
соответствии с
коммуникативной задачей

1

Аналитическая работа с
текстом

1

15

Смысловые и грамматические
связи предложений.
Тезис в сочинении – рассуждении
Аргументы в сочинении рассуждении. Вывод в сочинении
– рассуждении.

16

Написание сочинения –
рассуждения.

1

10

11

14

1

1

ЛИТЕРАТУРА:
Для учащихся
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993
Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас…», или речевой этикет. – М., 2004
Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. – М., 1992
Словари
Балакий А.Г. Словарь русского речевого этикета. – М., 2001
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004
Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. – М., 2003
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка с
лексико-грамматическими нормами. – М., 2000
Для учителя
Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. – М., 1981
Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи:
Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2001
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001
Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя – М., 1991
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998
Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. – М., 1980
Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный
контекст. – М, 2002


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».