МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» Режевской городской округ (МБОУ СОШ № 13) РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на Педагогическом совете Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 13 Протокол № 1 __________Н.Г. Пикина ____________А.Е. Копалов от «30» августа 2023 г. от «___» ___________ г. Приказ № 85/01-10 от «30» августа 2023 г. Программа внеурочной деятельности «Учись учиться» НОО Составители: учителя начальных классов Панова Светлана Викторовна Запрудина Татьяна Николаевна Потоскуева Ирина Анатольевна Колташова Светлана Викторовна с. Черемисское, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа индивидуально - групповых занятий по математике и русскому языку предназначена для учащихся 1- 4 классов общеобразовательной школы. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения. Программа индивидуально-групповых занятий разработана в целях индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися, конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Для решения определенных целей и задач использованы следующие методы: - наблюдение за детьми в процессе учебной деятельности; -анализ письменных работ; -анализ журнала успеваемости. Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка. Целями изучения курса «Учись учиться» в начальной школе являются: - Развивать у школьников навыки решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях математической деятельности. - Формировать у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира. - Формировать коммуникативную компетенцию учащихся – развивать устную и письменную речи, монологическую и диалогическую речи, а также навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. - Заложить основу формирования функционально грамотной личности. - Обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Для выполнения данных целей необходимо реализовать следующие задачи: - Обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования. - Формировать проведение различных вычислений, измерений и построений. Решение некоторых задач основано на работе со схемами, таблицами, диаграммами и картами. - Формировать осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с мироми с самим собой. - Развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - Освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. - Овладеть умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и повествования небольшого объема; - Воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствоватьсвою речь; -Развивать личность школьника, его творческих способностей, интереса к учению. - Коррекция навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. На изучение курса «Учись учиться» в начальной школе отводится по 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 270 часов: в 1 классе – 66 часов, во 2—4 классах — по 68 ч в каждом классе. III. Содержание программы 1. Наша речь и наш язык Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. 2. Текст Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. 3. Предложение и словосочетание Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. 4. Слово и его значение Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. 5. Состав слова Знакомство с историей образования древнерусских имен. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. 6. Части речи Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи. 7. Фонетика и графика Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. 8. Орфоэпия Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия. Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. 9. Орфография Формировать орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: · занимательность; · научность; · сознательность и активность; · наглядность; · доступность; · связь теории с практикой; · индивидуальный подход к учащимся. Программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. IV. Планируемые результаты. 1-й класс осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 2-й класс осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 3-4-й классы эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 часа в год 1 час в неделю) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема урока. В мире безмолвия и неведомых звуков. К тайнам звуков и букв. Фонетические загадки. В страну слов. Первые встречи. К тайнам волшебных слов. Выбор друзей в Стране Слов. К несметным сокровищам Станы Слов. Чудесные превращения слов. 1 1 1 1 1 1 1 1 9 10 11 В гости к Алфавиту. Аз да Буки – целая наука. В глубь веков на Машине времени. Первые родственники алфавита. В Страну Слогов. В Королевстве ошибок. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. На карнавале слов. Слова – омофоны В Театре близнецов. Конкурс знающих. К словам – родственникам. Почему их так назвали? Детское словотворчество. Русские пословицы и поговорки. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы . Полёт в будущее. Неологизмы. В Клубе весёлых человечков. Подбор синонимов и антонимов. 1 1 1 Сколько значений может быть у слова? Многозначные слова. Умеем ли мы общаться? Ты и вежливое Вы. Как красив и благозвучен русский язык. Речь вокруг нас. Волшебная сила ударения. Что портит нашу речь? Что за чудо, эти словари? Я и моё имя. «Язык родной, дружи со мной!» Итоговое занятие. Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 ч. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 (34 часа в год 1 час в неделю) Тема урока. Как возникла наша письменность? Как обходились без письма? Древние письмена. «Я вам пишу…». Какие они –эти письма? Родной язык! Он с детства мне знаком. Меня зовут Фонема. Для всех ли фонем есть буквы? «Ошибкоопасные» места. Тайны фонемы. «Фонемы повелевают буквами». Опасные согласные. На сцене гласные. Когда ь пишется, а когда не пишется? Ваши старые знакомые. Правила о непроизносимых согласных. Занимательная орфография. Волшебное средство – «самоинструкция». Строительная работа морфем. Где же хранятся слова? Поговорим о всех приставках сразу. Слова – родственники. Кто командует корнями? «Не лезьте за словом в карман!» «Пересаженные» корни. Занимательная морфология. Из истории происхождения русских фамилий. Словари- наши друзья и помощники. Устаревшие слова. Слова XX века. Крылатые выражения в русской речи. Волшебные слова нашей речи. Что такое культура речи? В мире мудрых мыслей. Язык- зеркало нашей души. Итого: Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 ч. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 (34 часа в год 1 час в неделю) Тема урока. Сказочное царство слов. Путешествие в страну Слов. Как образуются слова. Чудесные превращения слов. Весёлые суффиксы. Добрые слова. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. Из истории письменности на Руси. Новые слова в русском языке. Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно! Встреча с зарубежными друзьями. Синонимы в русском языке. Слова- антонимы. Слова- омонимы. Крылатые слова. В королевстве ошибок. Секреты орфографии. Составление собственных орфографических словарей (непроизносимый согласный). В стране Сочинителей. Искусство красноречия. Какие бывают тексты? Учимся их создавать. Проба пера. Праздник творчества и игры. Трудные слова. Общаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. Занимательное слообразование. Шарады и логогрифы. Занимательная фонетика. Имена числительные вокруг нас. В гостях у слов- родственников. Предложения-загадки. Имя дома твоего (история названия города). Русский язык неисчерпаемо богат. И всё обогащается с быстротой поражающей. КВН по русскому языку. Итого: Всего Часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 ч. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс (34 часа в год 1 час в неделю) № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Тема урока. Что такое орфоэпия? Что такое фонография или звукозапись? Звуки не буквы! Звуки природы и музыка языка. Изобразительно-выразительные средства языка. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. Путешествие по островам Орфографии. О словарях энциклопедических и лингвистических. В царстве смыслов много дорог. «Следы» старославянского языка в русском языке. Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Об одном и том же - разными словами. Как возникают названия. Слова – антиподы. Путешествие в страну фразеологизмов. В стране иностранных слов. К истокам слова. Слова, как деревья, ветвисты. Слова, придуманные писателями. Слова, уходящие и слова – новички. Словарь языка Пушкина. Паронимы, или «ошибкоопасные слова». Путешествие в мир синтаксиса. Кому и чему служит интонация. Похвальное слово знакам препинания! Каких предложений в нашей речи больше: простых или сложных? Всем нам при общении поможет обращение. Тематические группы слов. Имена прилагательные в русских народных сказках. Глаголы в былинах. Путешествие грамматических терминов из Древней Греции в Россию. Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29 30 31 32 33 34 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 34 ч. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса. 1. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994 2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Новая школа, 1991 3. Волина В.В. Азбуковедение. – М.: Новая школа, 1994 4. Волина В.В. Праздник числа. – М.: Знание. Москва, 1992 5. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. Курс «РПС». – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2007 6. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. ООО «Издательство Астрель», 2007 7. Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006 8. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Окружающий мир Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005. Информационно – коммуникационные средства. Министерство образования Иркутской области / http://38edu.ru/ Школа России / http://school-russia.prosv.ru/ Начальная школа/http://n-shkola.ru/arch/156.html Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/ Электронное приложение к учебнику http://www.proshkolu.ru/user/sapelkina/folder/19819/ http://www.proshkolu.ru/user/sapelkina/folder/19819/