Учись учиться

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
Режевской городской округ
(МБОУ СОШ № 13)

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на Педагогическом совете

Зам. директора по УВР

Директор МБОУ СОШ № 13

Протокол № 1

__________Н.Г. Пикина

____________А.Е. Копалов

от «30» августа 2023 г.

от «___» ___________ г.

Приказ № 85/01-10
от «30» августа 2023 г.

Программа внеурочной деятельности
«Учись учиться»
НОО

Составители: учителя начальных классов
Панова Светлана Викторовна
Запрудина Татьяна Николаевна
Потоскуева Ирина Анатольевна
Колташова Светлана Викторовна

с. Черемисское,
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа индивидуально - групповых занятий по математике и русскому языку
предназначена для учащихся 1- 4 классов общеобразовательной школы.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
Государственного стандарта второго поколения.
Программа индивидуально-групповых занятий разработана в целях индивидуальной
работы со слабоуспевающими
учащимися, конкретизации содержания образовательного
стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Для решения определенных целей и задач использованы следующие методы:
- наблюдение за детьми в процессе учебной деятельности;
-анализ письменных работ;
-анализ журнала успеваемости.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ - это
работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся,
которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий
уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что
количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория
учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со
слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро
исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно
необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим
трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от
учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система
помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность
операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее
количество на отработку навыка.
Целями изучения курса «Учись учиться» в начальной школе являются:
- Развивать у школьников навыки решения задач с применением таких подходов к
решению, которые наиболее типичны и распространены в областях математической деятельности.
- Формировать у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной
картины мира.
- Формировать коммуникативную компетенцию учащихся – развивать устную и
письменную речи, монологическую и диалогическую речи, а также навыки грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
- Заложить основу формирования функционально грамотной личности.
- Обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем
языка.
Для выполнения данных целей необходимо реализовать следующие задачи:
- Обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и
умений, необходимых в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для
продолжения образования.
- Формировать проведение различных вычислений, измерений и построений. Решение
некоторых задач основано на работе со схемами, таблицами, диаграммами и картами.

- Формировать осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в
постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с мироми с самим собой.
- Развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- Освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка.
- Овладеть умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и повествования
небольшого объема;
- Воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствоватьсвою речь;
-Развивать личность школьника, его творческих способностей, интереса к учению.
- Коррекция навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры
человека.
На изучение курса «Учись учиться» в начальной школе отводится по 2 часа в неделю.
Курс рассчитан на 270 часов: в 1 классе – 66 часов, во 2—4 классах — по 68 ч в каждом классе.
III. Содержание программы

1. Наша речь и наш язык
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно
высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента.
2. Текст
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения.
Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или
впечатлениям.
3. Предложение и словосочетание
Изучение
особенностей
фразеологических
сочетаний.
Вводится
понятие
«фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.
4. Слово и его значение
Знакомство с
термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с
толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие
о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с
особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических
словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
5. Состав слова
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Беседа об истории появления
отчеств и фамилий в русском языке. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском
языке. Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении.
6. Части речи
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.
7. Фонетика и графика
Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и
записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление
транскрипций. Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей
письма, с этапом развития письменности – фонографией.
8. Орфоэпия
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами литературного произношения. Углубление и
расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия.
Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
9. Орфография

Формировать орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания
в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих
принципах:
· занимательность;
· научность;
· сознательность и активность;
· наглядность;
· доступность;
· связь теории с практикой;
· индивидуальный подход к учащимся.
Программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять
индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно
удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий,
на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

IV. Планируемые результаты.
1-й класс
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей
(интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или
восклицательный знак).
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие
тексты.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему
(заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки
и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,
сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать
свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 часа в год 1 час в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема урока.
В мире безмолвия и неведомых звуков.
К тайнам звуков и букв.
Фонетические загадки.
В страну слов. Первые встречи.
К тайнам волшебных слов.
Выбор друзей в Стране Слов.
К несметным сокровищам Станы Слов.
Чудесные превращения слов.

1
1
1
1
1
1
1
1

9
10
11

В гости к Алфавиту.
Аз да Буки – целая наука.
В глубь веков на Машине времени. Первые родственники
алфавита.
В Страну Слогов.
В Королевстве ошибок.
К словам разнообразным, одинаковым, но разным.
На карнавале слов. Слова – омофоны
В Театре близнецов.
Конкурс знающих.
К словам – родственникам. Почему их так назвали?
Детское словотворчество.
Русские пословицы и поговорки.
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова – архаизмы и
историзмы .
Полёт в будущее. Неологизмы.
В Клубе весёлых человечков.
Подбор синонимов и антонимов.

1
1
1

Сколько значений может быть у слова? Многозначные слова.
Умеем ли мы общаться?
Ты и вежливое Вы.
Как красив и благозвучен русский язык.
Речь вокруг нас.
Волшебная сила ударения.
Что портит нашу речь?
Что за чудо, эти словари?
Я и моё имя.
«Язык родной, дружи со мной!»
Итоговое занятие.
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Всего часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

(34 часа в год 1 час в неделю)

Тема урока.
Как возникла наша письменность?
Как обходились без письма?
Древние письмена.
«Я вам пишу…». Какие они –эти письма?
Родной язык! Он с детства мне знаком.
Меня зовут Фонема.
Для всех ли фонем есть буквы?
«Ошибкоопасные» места.
Тайны фонемы.
«Фонемы повелевают буквами».
Опасные согласные.
На сцене гласные.
Когда ь пишется, а когда не пишется?
Ваши старые знакомые.
Правила о непроизносимых согласных.
Занимательная орфография.
Волшебное средство – «самоинструкция».
Строительная работа морфем.
Где же хранятся слова?
Поговорим о всех приставках сразу.
Слова – родственники.
Кто командует корнями?
«Не лезьте за словом в карман!»
«Пересаженные» корни.
Занимательная морфология.
Из истории происхождения русских фамилий.
Словари- наши друзья и помощники.
Устаревшие слова.
Слова XX века.
Крылатые выражения в русской речи.
Волшебные слова нашей речи.
Что такое культура речи?
В мире мудрых мыслей.
Язык- зеркало нашей души.
Итого:

Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

(34 часа в год 1 час в неделю)

Тема урока.
Сказочное царство слов.
Путешествие в страну Слов.
Как образуются слова.
Чудесные превращения слов.
Весёлые суффиксы.
Добрые слова.
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
Из истории письменности на Руси.
Новые слова в русском языке.
Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно!
Встреча с зарубежными друзьями.
Синонимы в русском языке.
Слова- антонимы.
Слова- омонимы.
Крылатые слова.
В королевстве ошибок.
Секреты орфографии.
Составление собственных орфографических словарей
(непроизносимый согласный).
В стране Сочинителей.
Искусство красноречия.
Какие бывают тексты? Учимся их создавать.
Проба пера.
Праздник творчества и игры.
Трудные слова.
Общаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как:
неточно, приблизительно, неверно.
Занимательное слообразование.
Шарады и логогрифы.
Занимательная фонетика.
Имена числительные вокруг нас.
В гостях у слов- родственников.
Предложения-загадки.
Имя дома твоего (история названия города).
Русский язык неисчерпаемо богат. И всё обогащается с
быстротой поражающей.
КВН по русскому языку.
Итого:

Всего
Часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
(34 часа в год 1 час в неделю)
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема урока.
Что такое орфоэпия?
Что такое фонография или звукозапись?
Звуки не буквы!
Звуки природы и музыка языка.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.
Путешествие по островам Орфографии.
О словарях энциклопедических и лингвистических.
В царстве смыслов много дорог.
«Следы» старославянского языка в русском языке.
Как и почему появляются новые слова?
Многозначность слова
«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые
рассказывают об истории слов.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Об одном и том же - разными словами.
Как возникают названия.
Слова – антиподы.
Путешествие в страну фразеологизмов.
В стране иностранных слов.
К истокам слова.
Слова, как деревья, ветвисты.
Слова, придуманные писателями.
Слова, уходящие и слова – новички.
Словарь языка Пушкина.
Паронимы, или «ошибкоопасные слова».
Путешествие в мир синтаксиса.
Кому и чему служит интонация.
Похвальное слово знакам препинания!
Каких предложений в нашей речи больше: простых или
сложных?
Всем нам при общении поможет обращение.
Тематические группы слов.
Имена прилагательные в русских народных сказках.
Глаголы в былинах.
Путешествие грамматических терминов из Древней Греции в
Россию.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив,
певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29
30
31
32
33
34

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
34 ч.

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Новая школа, 1991
3. Волина В.В. Азбуковедение. – М.: Новая школа, 1994
4. Волина В.В. Праздник числа. – М.: Знание. Москва, 1992
5. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6
– 7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. Курс «РПС». – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2007
6. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. ООО «Издательство
Астрель», 2007
7. Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006
8. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык.
Литература. Окружающий мир Методические рекомендации для руководителей образовательных
учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
Информационно – коммуникационные средства.
Министерство образования Иркутской области / http://38edu.ru/
Школа России / http://school-russia.prosv.ru/
Начальная школа/http://n-shkola.ru/arch/156.html
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
Электронное приложение к учебнику
http://www.proshkolu.ru/user/sapelkina/folder/19819/
http://www.proshkolu.ru/user/sapelkina/folder/19819/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».