ДПО Я в мире

Муниципальное бюджетное общеобазовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»

ПРИНЯТО
педагогическим советом
МБОУ СОШ № 13
протокол №____от_______________

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 13
________________Н.Г. Пикина
приказ от
№_____________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Я В МИРЕ, МИР ВО МНЕ»
Духовно-нравственное направление

Составитель:
Фалаеева Г.А., заместитель
диретора по ВР

с. Черемисское
2025 г.

Пояснительная записка
Ничто еще не потеряно, даже когда с человеческой
точки зрения дело кажется проигранным или безнадежным;
все потеряно лишь тогда, когда Душа отказывается от усилий.
Шри Ауробиндо

«В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и
моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья».
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека
волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще
можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания
становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность
влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую
роль в своей деятельности. Нравственное воспитание - процесс, направленный
на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает
становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим
обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в
том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги
превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как
долг, честь, совесть, достоинство.
Нормативные документы.
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября
2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №
15785);
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011г., регистрационный
№ 19707).
– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Актуальность работы по данному направлению
Высокая динамичность современного общества, глубина и характер
происходящих глобальных изменений во всех сферах жизни предъявляют к
человеку в новом веке качественно иные требования. Для того, чтобы

внутренне соответствовать современной действительности, адекватно
реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни и деятельности,
человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть
способным творчески изменить ее, изменяясь при этом самому.
Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в
каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но
от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание
нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе учитель
постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о
товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее
дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у
детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения.
Для реализации необходима программа нравственного воспитания
школьников, она очень обширна и охватывает круг различных нравственных
отношений, в которых отчетливо проявляются моральные качества.
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является
формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от
содержания, методов, форм воспитательной работы. В воспитании любого
нравственного качества применяются различные средства воспитания. В
общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа
средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок,
понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся
этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.
Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но
одних знаний недостаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть
только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание,
готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть
воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только
упражняясь в нравственных поступках.
Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание
личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие
ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд
открывают человеку глаза на самого себя. Если ребенок этого не переживет, то
ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.
Система классных часов даёт возможность активно использовать
имеющийся у детей личный опыт, способствует появлению новых занятий и
интересов, позволяет учащимся активно действовать и высказывать своё
мнение, дискутировать с одноклассниками на различные темы, позволяет
накапливать опыт совместной внеклассной работы.
Цель программы:
Создать условия для формирования и развития ребенка как личности с
теми качествами, которые необходимы ему для жизни в обществе.

Задачи программы:
1. Приобщение к ведущим духовным ценностям своего народа,
воспитание гражданственности.
2. Обобщение моральных норм и правил поведения в обществе.
3. Поощрение инициативы и творческой деятельности.
4. Формирование объективной, адекватной самооценки.
5. Содействие выполнению правил здорового и безопасного образа
жизни.
6. Развитие самосознания и самовоспитания.
7. Гармонизация отношений в коллективе класса, формирование
общественного мнения.
8. Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде.
Ожидаемые результаты:
1. Приобретение социальных знаний.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.
3. Получение опыта самостоятельного общественного действия.
4. Повышение культурного уровня.
Формы и содержание работы
Обучающиеся требуют особого педагогического внимания. Данная
программа представляет возможность включить их практически во все виды
вне учебной деятельности (в игровую и познавательную деятельность, в
проблемно – ценностное общение, в досугово – развлекательную
деятельность, в творческую деятельность, в социально – значимую и
оздоровительную деятельность).
Материалы для проведения классных часов подбираются по следующим
направлениям: семья, дружба, здоровье, права и обязанности, познай себя,
этикет, праздники, культура и искусство, профессии, природа.
Особенности форм работы
Программа
предполагает
использование
воспитательного воздействия:
- викторины, конкурсы;
- анкетирование;
- беседы, дискуссии;
- игры по станциям, ролевые игры;
- праздники;
- выставки;
- презентации;
- изготовление газет и журналов;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии (очные и заочные);
- КТД,
- тренинги,

различных

форм

Общая характеристика курса
Сроки реализации программы 1 модуля: 4 учебных года
Краткие сведения о коллективе:
состав группы постоянный;
набор детей свободный;
количество обучающихся – 1-4 класс ;
возраст обучающихся -7-11 лет;
количество занятий- 34
учебных часов -34
Программа разделена на блоки. Блок – поэтапное овладение знаниями,
умениями и навыками на определенном этапе. Каждый блок достаточно
независим, но, дополняя друг друга, складывается целостная система.
По мере перехода учащихся из класса в класс содержание
воспитательной работы все более углубляется и расширяется.
Постепенно, шаг за шагом, переходя от простых задач к более сложным,
дети будут учиться видеть себя со стороны, познавать своё “Я”.
Сроки реализации программы 2 модуля: 5 лет
Краткие сведения о коллективе:
состав группы постоянный;
набор детей свободный;
количество обучающихся – 5-9 класс ;
возраст обучающихся -11-15 лет;
количество занятий- 34
учебных часов -34
Сроки реализации программы 3 модуля: 2 года
Краткие сведения о коллективе:
состав группы постоянный;
набор детей свободный;
количество обучающихся – 10-11 класс ;
возраст обучающихся -16-17 лет;
количество занятий- 34
учебных часов -34

Результаты изучения курса
«Я в мире, мир во мне»
Реализация программы внеурочной деятельности «Я в мире, мир во мне»
направлена на достижение следующих результатов.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я в
мире, мир во мне»:
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм,
уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)
формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4)
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5)
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6)
развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7)
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
8)
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9)
формирование основ экологической культуры соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
•
анализировать существующие и планировать будущие
образовательные результаты;
•
идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
•
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
•
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
•
формулировать учебные задачи как шаги достижения
поставленной цели деятельности;
•
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
•
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
•
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и познавательных задач;
•
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
•
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее
(заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
•
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать

средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
•
составлять план решения проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
•
определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
•
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в
виде технологии решения практических задач определенного класса;
•
планировать
и
корректировать
свою
индивидуальную
образовательную траекторию.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
•
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
•
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные)
критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
•
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
•
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого результата;
•
находить достаточные средства для выполнения учебных
действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого
результата;
•
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
•
устанавливать связь между полученными характеристиками
продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик продукта;
•
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
•
определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
•
анализировать и обосновывать применение
соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
•
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
•
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
•
фиксировать
и
анализировать
динамику
собственных
образовательных результатов.
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:
•
наблюдать и анализировать собственную учебную и
познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
•
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
•
принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность;
•
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
•
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной
задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
•
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления
проявлений
утомления),
эффекта
активизации
(повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД:
1.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
•
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с
целями своей деятельности);
•
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
•
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст,
«переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный - учебный, научнопопулярный, информационный, текст non-fiction);
•
критически оценивать содержание и форму текста.
2.
Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
•
определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду
обитания живых организмов;
•
проводить причинный и вероятностный анализ экологических
ситуаций;
•
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного
фактора на действие другого фактора;
•
распространять экологические знания и участвовать в
практических делах по защите окружающей среды;
•
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения,
модели, проектные работы.
3. Развитие
мотивации к овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
•
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
•
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми
системами, словарями;
•
формировать множественную выборку из поисковых источников
для объективизации результатов поиска;
•
соотносить полученные результаты поиска со своей
деятельностью.
•

Коммуникативные УУД:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение. Обучающийся сможет:
•
определять возможные роли в совместной деятельности;
•
играть определенную роль в совместной деятельности;
•
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории;
•
определять свои действия и действия партнера, которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
•
строить позитивные отношения в процессе учебной и
познавательной деятельности;
•
корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
•
критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;
•
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
•
выделять общую точку зрения в дискуссии;
•
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
•
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,
обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи,
формы или содержания диалога.
2.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии
с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся
сможет:
•
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать
речевые средства;
•
отбирать и использовать речевые средства в процессе
коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
•
представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
•
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
•
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках диалога;
•
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
•
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты
с использованием необходимых речевых средств;
•
использовать вербальные средства (средства логической связи)
для выделения смысловых блоков своего выступления;
•
использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
•
делать оценочный вывод
о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
3.
Формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Обучающийся сможет:
•
целенаправленно искать ииспользовать
информационные
ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
•
выбирать, строить и использовать адекватную информационную
модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных
языков в соответствии с условиями коммуникации;
•
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
•
использовать компьютерные технологии (включая выбор
адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и
•

сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных
задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций и др.;
•
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
•
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Результативность работы можно проследить по итогам выполнения
творческих работ, участию в выставках, конкурсах, акциях, праздниках; по
портфолио обучающихся.
Методическое обеспечение программы

Форма
занятий

Приемы и
методы
организации

Беседа, игра,
Демонстраци,
тренинг, показ рисование
презентации
эскизов, рассказ

Методический
и
дидактический
материал
Фотографии,
журналы,
рисунки, к/ф,
карточки по теме
занятий

Техническое Форма
оснащение
подведения
занятий
итогов
Мультимеди
йная
установка
Компьютер
Ноутбук
Музыкальны
й центр
Видео
материал,
оформительс
кие
материалы

Выставки,
презентации,
устные
рассказы

Вся работа по курсу программы «Я в мире, мир во мне» состоит из
нескольких блоков:
I блок (1-й год обучения) “Учусь общаться”
1. Содержание деятельности.
В содержание деятельности по этому направлению входит обучение умению
общаться в коллективе: употреблять различные формы вежливости, умение

вести разговор, обретение коммуникативных качеств личности. Обучение
умению пользоваться различными средствами выразительности речи.
2. Задачи.
Воспитать качества личности, отношение к другим людям (уважение,
доброжелательное отношение к каждому); осуществить взаимосвязи
моральных представлений, полученных при реализации программы, с
повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения.
3. Содержание проблемы.
Сегодня очень важен вопрос формирования умения межличностного
общения. Семилетний ребёнок затрудняется в выборе форм приветствия,
прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело
пользоваться громкостью, темпом речи. Основное содержание проблемы:
вежливое общение – основа отношений в коллективе детей.
4. Периодичность занятий: Занятия проводятся еженедельно в течение
одного часа, т. е. 34 часа в год.
5. Учебно-тематический план 1-го года обучения
№

Наименование разделов, тем

Количество часов
Всего

теория

практика

1.

«Употребление различных форм
вежливости»
Употребление различных форм
приветствия.

2

1

1

2.

Употребление различных форм
прощания.
«Умение вести разговор»
Как нужно вести себя во время
разговора.
Разговор по телефону.

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Словесные формы обращения с
просьбой.
Слова благодарности.

2

1

1

2

1

1

«Обретение коммуникативных
качеств личности»
Употребление различных форм
словесной вежливости.

2

1

1

3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.

Словарные игры.
Весёлая викторина (активизация
знаний по умению обращаться с
просьбой, словами благодарности,
приветствия, прощания).
Темп, громкость речи.
Мимика и жесты.
Тон как средство выразительности
собственной речи.
Самое беспокойное слово на свете.
Обманчивое “Потому”.
«Умение пользоваться различными
средствами выразительности
речи.»
Поздравление. Приглашение.
Объясняем и доказываем.
Игра-путешествие “Город
Вежливости”.
Итого:

2
2

1
1

1
1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2
2

1
1

1
1

34

6. Содержание программы.

•
•
•
•
•

-учащиеся при помощи ролевых игр узнают о формах приветствия и
прощания;
-рассматривают ситуации, где чаще всего применяют формы приветствия и
прощания
- учащиеся тренируются доброжелательно общаться друг с другом;
- работают в группах, с целью научиться правильно вести общение с
собеседником
- учащиеся работают в группах, разбирают ситуации;
- готовят устный рассказ о своей семье, школе
-учащиеся изготавливают поздравительные открытки и приглашения;
- готовят рисунок, презентацию, устный рассказ о своих одноклассниках
7. Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать и уметь:
выражать слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать
слова благодарности;
правильно вести себя во время разговора;
правильно разговаривать по телефону;
умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.
8. Диагностические методы проверки:
-участие детей в ролевых играх по заданной теме;

- создание и защита презентации «Я и мои друзья», с использованием
различных средств выразительной речи;
-беседы;
-игры;
-викторины;
-игры-путешествия;
-конкурсы чтецов;
-конкурсы рисунков.
II блок (2-й год обучения) “Учусь понимать себя”
1. Содержание деятельности.
В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление
ребёнком себя как частички окружающего мира и обретение уверенности в
своей значимости.
2. Задачи.
Расширять представления детей о своих физиологических и психологических
особенностях. Учить контролировать и оценивать свои привычки, поведение,
настроение, осознавать причины возникающих трудностей в общении со
сверстниками и взрослыми.
3. Содержание проблемы.
Я – часть природы, моя жизнь – дар природы. Черты характера человека.
Самопознание – это открытие себя, своего характера, способностей.
4. Периодичность занятий: Занятия проводятся еженедельно в течение
одного часа, т. е. 34 часа в год.
5. Учебно-тематический план 2-го года обучения
№

Наименование разделов, тем

Количество часов

1.

Мой режим дня.

Всего
2

теория
1

практика
1

2.
3.

Как я расту.
Что я знаю о себе.

2
2

1
1

1
1

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Моё настроение.
Как я познаю мир.
Мои чувства.
Как изменить настроение.
Мои поступки.
Мои привычки.
Для чего человеку зеркало?
Надо ли человеку быть

2
2
2
2
2
2
2
2

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

12.
13.
14.
15.
16.
17.

•
•
•
•

красивым?
Человек красен статью.
Кто я? Какой я?
Игра-доказательство “Суд над
пороками людей”.
“Расскажи мне обо мне”.
Тест “Добрый ли ты человек?”
Игра-загадка “Твои поступки”.
Итого:

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2
2
2
34

1
1
1

1
1
1

6.Содержание программы:
- знакомство учащихся с режимом дня;
- составление примерного режима дня школьника;
- учащиеся учатся контролировать и оценивать свои привычки;
- учатся оценивать своё поведение,
- учатся контролировать своё настроение
-учатся осознавать причины возникающих трудностей в общении со
сверстниками и взрослыми.
7. Предполагаемый результат:
понимание ценностей человеческой жизни;
уважение человеческого достоинства;
осознание чувства собственного достоинства;
формирование самодисциплины.
8. Диагностические методы проверки:
игра-доказательство;
тест;
игра-загадка;
беседа
III блок (3-й год обучения) “Учусь понимать других”
1. Содержание деятельности.
Основное содержание деятельности – осмысление необходимости понимать
других, сочувствовать человеку, сопереживать ему.
Проявление любви к родителям, родственникам, забота о них.
Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и
учатся жить, здесь формируются необходимые человеческие качества.
2. Задачи.
Помочь детям приобрести опыт общения с людьми. Научить проявлять
сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать,
сопереживать.
3. Содержание проблемы.

Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в
жизни человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия
достойного сына, дочери.
4. Периодичность занятий: Занятия проводятся еженедельно в течение
одного часа, т. е. 34 часа в год.
5. Учебно-тематический план 3-го года обучения
№

Наименование разделов, тем

1.

Что изменилось за год (физические
данные, режим дня, работоспособность).
Как научиться разговаривать с людьми
(знакомство, предложение, отказ,
согласие).
Как научиться разговаривать с людьми
(попросить помощь, предложить
помощь, сочувствие, похвалить,
поддержать).
Как научиться преодолевать трудности
вместе.
Как понять друг друга без слов.
Для чего нужна улыбка.
Умеешь ли ты дружить.
Конкурс знатоков.

2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Служение другим людям.
Встречают по одёжке.
Как выразить привязанность.
Как сотрудничать, делиться, соблюдать
очерёдность.
Нужно уважать и слушать родителей.
Загляните в мамины глаза.
Игра с последующей рефлексией “Брать
и давать”.
Диспут “Надо ли любить всех?”
День добрых сюрпризов.
Итого:

Количество часов
Всего
теория практика
2
1
1
2

1

1

2

1

1

2

1

1

2
2
2
2

1
1
1
1

1
1
1
1

2
2
2
2

1
1
1
1

1
1
1
1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2
2
34

1
1

1
1

6. Содержание программы.
-учащиеся делятся своими изменениями за год, составляют устный рассказ о
смене режима дня;
- игры на знакомство, учащиеся учатся знакомиться с людьми;
- тренируются говорить «нет»;

•
•
•
•

- готовят устный рассказ на тему дружбы: «Я и мои друзья»;
-учатся понимать себя и других, ролевые игры;
- работа в микрогруппах, игра с последующей рефлексией «Брать и давать»
- проведение дня добрых сюрпризов;
-круглый стол, подведение итогов
7. Предполагаемый результат:
приобретение опыта общения с людьми;
проявление сильных сторон характера;
выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку
доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
осознание роли сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой
родителей, заботятся о своей семье.
8. Диагностические методы проверки:
– конкурс знатоков;
– беседа;
– игра с последующей рефлексией;
– день добрых сюрпризов;
– конкурс рисунков;
– смотр талантов.
IV блок (4-й год обучения) “Я среди людей”
1. Содержание деятельности.
В содержание деятельности входит осмысление себя как частицы общества, в
котором мы живём. Основное положение: “Ты не только сын или дочь, но и
гражданин своей Родины”.
2. Задачи.
Учит равноправному общению и взаимоотношениям, когда человек, считаясь
с интересами других, умеет отстоять свои собственные интересы. Учить
сочувствию и милосердию, умению находить выход из трудных
обстоятельств, проявлять силу воли и характер, открывать путь ребёнку к
собственному “Я”.
3. Содержание проблемы.
Очень важен вопрос осознания себя, как человека, от которого в будущем
будет зависеть судьба страны. В наше время очень важно научить ребёнка не
теряться в сложных жизненных ситуациях, когда на первый план выходят сила
воли и твёрдость характера.
4. Периодичность занятий: Занятия проводятся еженедельно в течение
одного часа, т. е. 34 часа в год.
4.

№

Учебно-тематический план 4-го года обучения

Наименование разделов, тем

Количество часов
Всего
теория

практика

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

•
•
•
•

Что вы знаете друг о друге.
Диспут “Каким бы я хотел видеть
своего друга, свой коллектив?”.
Диспут “Почему важно беречь
честь коллектива и быть
коллективистом?”.
Игра “Школа, которую мы строим”.
“Расскажи мне о себе”.
Кто твой друг?
Чтобы иметь друга, надо быть им.
Как помириться после ссоры.
Напиши письмо самому себе
(самоисповедь).
Какой у тебя характер.
Как воспитать характер.
Как сказать “нет” и отстоять своё
мнение.
Игра с последующей рефлексией
“Слепой и поводырь”.
Твой самый решительный поступок
в жизни.
Всё проходит, всё остаётся.

2
2

1
1

1
1

2

1

1

2
2
2
2
2
2

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Конкурс сочинений “Что значит
быть человеком?”.
Игра-путешествие “Я в мире, мир
во мне”.
Итого:

2

1

1

2

1

1

34

6. Содержание программы:
- беседа Что вы знаете друг о друге»?;
- игра «Школа, которую мы строим»
-составление презентации с рассказом о себе, защита;
- тренинг «Умение сказать «НЕТ»
- игра с последующей рефлексией «Слепой и поводырь»
- конкурс сочинений и защита «Что значит быть человеком»;
- игра-путешествие «Я в мире, мир во мне», подведение итогов
7. Предполагаемый результат.
Учащиеся должны знать и уметь:
равноправно общаться, считаясь с интересами других;
отстоять своё мнение;
проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
расширять круг интересов, способностей и увлечений;

•

самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.
8. Диагностические методы проверки:
– диспут;
– игра;
– творческий конкурс;
– игра с последующей рефлексией;
– игра-путешествие;
– письмо самому себе;
– игровое моделирование;
– тестирование.

V блок (5-9-й год обучения)
Содержание курса
Культура общения – 8ч.
Этикет. Приглашение. Как дарить и принимать подарки. Мой дом принимает
гостей. Я иду в гости.
Этика приветствия и знакомства. Этика временных отношений (поезд, театр,
кино, гостиница и т. д.).
Привилегии и обязанности мужчин. Положение и поведение женщины.
Этикет. Культура речи. Этика эпистолярного общения. Этика телефонных
разговоров.
Вежливость ничего не стоит, но много приносит
Мы в цифровом мире. Капсула времени. Информация в Интернете:
возможности и риски. Безопасный Интернет.
Друзья, или френды.
Агрессия в Интернете. Троллинг. Гипербуллинг.
Формы организации учебных занятий: овладение новыми знаниями,
формирование первичных навыков.
Основные виды учебной деятельности: беседы, лекции, дискуссии,
обсуждение.
Самовоспитание – 8 ч.
Дружбой умейте дорожить. «Не бросай одного его»
О подлости и предательстве.
Совесть – основа нравственности.
Просмотр фильма «Чучело»
Просмотр фильма «Чучело»
Анализ и обсуждение фильма «Чучело»
Эссе и обсуждение фильма «Чучело»
Жестокость – сестра трусости декабрь.

Формы организации учебных занятий: овладение новыми знаниями,
формирование первичных навыков.
Основные виды учебной деятельности: просмотр и обсуждение
видеоматериала, беседы; лекции, дискуссии.
Общечеловеческие нормы нравственности – 9 ч.
Сочинение: «Моя любимая книга»
Тайны книг.
Жизнь человека как книга.
Ответственность за поступки.
Досадно мне, что слово честь забыто.
Пять секретов настоящего мужчины.
Честь имею! Или кодекс настоящего мужчины.
Преданность и привязанность. Верность. Любовь к человеку.
Материнская любовь. Без родителей – сирота.
Мамочка любимая, свеча неугасимая.
Формы организации учебных занятий: овладение новыми знаниями,
формирование первичных навыков.
Основные виды учебной деятельности: беседы, лекции, дискуссии, час
общения, обыгрывание проблемных ситуаций.
Великая Отечественная война – 9 ч.
Дети в годы Великой Отечественной войны.
Просмотр фильма «Иди и смотри»
Просмотр фильма «Иди и смотри»
Анализ и обсуждение фильма «Иди и смотри»
Эссе и обсуждение фильма «Иди и смотри»
Детство, опалённое войной.
Дети – труженики тыла.
Дети блокадного города.
Диагностика духовно-нравственного развития.
Формы организации учебных занятий: овладение новыми знаниями,
формирование первичных навыков.
Основные виды учебной деятельности: просмотр и обсуждение
видеоматериала, беседы, лекции, дискуссии.

№п/
п

4.Календарно – тематическое планирование
Раздел, тема занятия
Количес
Из них
тво
часов по
разделу,
теме

1
1

2

3
4
5
6

7
8
2
9
10
11
12
13
14
15
16
3
17
18

Культура общения
Этикет. Приглашение. Как
дарить и принимать подарки.
Мой дом принимает гостей. Я
иду в гости.
Этика приветствия и
знакомства. Этика временных
отношений (поезд, театр, кино,
гостиница и т. д.).
Привилегии и обязанности
мужчин. Положение и
поведение женщины.
Этикет. Культура речи. Этика
эпистолярного общения. Этика
телефонных разговоров.
Вежливость ничего не стоит, но
много приносит
Мы в цифровом мире. Капсула
времени. Информация в
Интернете: возможности и
риски. Безопасный Интернет.
Друзья, или френды.
Агрессия в Интернете.
Троллинг. Гипербуллинг.
Самовоспитание
Дружбой умейте дорожить. «Не
бросай одного его»
О подлости и предательстве
Совесть – основа
нравственности
Просмотр фильма «Чучело»
Просмотр фильма «Чучело»
Анализ и обсуждение фильма
«Чучело»
Эссе и обсуждение фильма
«Чучело»
Жестокость – сестра трусости
декабрь.
Общечеловеческие нормы
нравственности
Сочинение: «Моя любимая
книга»
Тайны книг.
Жизнь человека как книга.

8ч

Теория Практика
1

1

1
1
1
1

1
1
8ч
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1

19
20
21
22
23
24
25
4
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Ответственность за поступки.
Досадно мне, что слово честь
забыто
Пять секретов настоящего
мужчины.
Честь имею! Или кодекс
настоящего мужчины.
Преданность и привязанность.
Верность. Любовь к человеку.
Материнская любовь. Без
родителей – сирота
Мамочка любимая, свеча
неугасимая.
Великая Отечественная война
Дети в годы Великой
Отечественной войны.
Просмотр фильма «Иди и
смотри»
Просмотр фильма «Иди и
смотри»
Анализ и обсуждение фильма
«Иди и смотри»
Эссе и обсуждение фильма
«Иди и смотри»
Детство, опалённое войной.
Дети – труженики тыла.
Дети блокадного города.
Диагностика
духовно-нравственного
развития

1
1
1
1
1
1
1
9ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1

VI блок (10-11-й год обучения)
«Воспитать человека»
Вводное занятие. Знакомство с программой кружка. Инструктаж. Дискуссия
«Десять заповедей - основа нравственности» Дискуссия «Я и мой друг»
Круглый стол «В чём смысл жизни?» Беседа «История одного обмана - табак»
Беседа «История одного обмана - алкоголь» Диспут «Понять и простить».
Диспут «Истоки доброты»
Круглый стол «Моральный долг и совесть человека» Дискуссия
«Конфликтовать или не конфликтовать» Встреча с учителями- ветеранами
«Учитель на все времена» Круглый стол «Дорогу осилит идущий»

«Воспитать семьянина»
Диспут «Семья в жизни человека»
Круглый стол «Любовь – прекрасное чувство» Беседа «Ранние браки»
Диспут «Дети без родителей» Беседа «Я и мой родители»
Конкурс на лучшую электронную презентацию «Моя родословная» Конкурс
сочинений «Традиции моей семьи»
Конкурс фотографий «Бабушкины сказки» Выставка семейных альбомов
«Летопись семьи»
Круглый стол «Что значит быть хорошим сыном или дочерью»
«Воспитать патриота»
Беседа «История семьи в истории страны» Диспут «Я - патриот»
Диспут «Достойный гражданин своей страны»
Круглый стол «Россия - многонациональное государство» Круглый стол
«Добро и зло. Милосердие и гуманность» Конкурс слайд- презентация
«Я - гражданин своей страны»
Круглый стол: «Великая Отечественная война» Встреча с ветеранами Великой
Отечественной войны» Просмотр кинофильмов:
− «Офицеры»
− «Девятая рота»
− «Мы из будущего» (на выбор)
Круглый стол «Подвигу народа жить в веках»
Диспут «Что я могу сделать для процветания своей страны» Подведение
итогов
Формы организации занятий
Форма организации деятельности в основном – коллективная, а также
используется групповая и индивидуальная формы, а также:
Занятия проводятся в форме бесед, диспутов, круглых столов, встреч, в ходе
которых обучающиеся знакомятся с основными способами сохранения и
укрепления своего духовно- нравственного воспитания.
Виды деятельности:
проектная деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
творческая деятельность.
№
п/
п
1.
2.
3.

Название
раздела
Воспитать человека
Воспитать семьянина
Воспитать гражданина
Итого: 34
часа

Кол-во
часов
12
10
12

Тематическое планирование
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
39
30
31
32
33
34

Название раздела/темы
занятий
Воспитать человека
Вводное занятие. Знакомство с программой курса. Инструктаж.
Дискуссия «Десять заповедей - основа нравственности»
Дискуссия «Я и мой друг»
Круглый стол «В чём смысл жизни?»
Беседа «История одного обмана - табак»
Беседа «История одного обмана - алкоголь»
Диспут «Понять и простить».
Диспут «Истоки доброты»
Круглый стол «Моральный долг и совесть человека»
Дискуссия «Конфликтовать или не конфликтовать»
Встреча с учителями-ветеранами «Учитель на все времена»
Круглый стол «Дорогу осилит идущий»
Воспитать
семьянина
Диспут «Семья в жизни человека»
Круглый стол «Любовь – прекрасное чувство»
Беседа «Ранние браки»
Диспут «Дети без родителей»
Беседа «Я и мой родители»
Конкурс на лучшую электронную презентацию «Моя родословная»
Конкурс сочинений «Традиции моей семьи»
Конкурс фотографий «Бабушкины сказки»
Выставка семейных альбомов «Летопись семьи»
Круглый стол «Что значит быть хорошим сыном или дочерью»
Воспитать
гражданина
Беседа «История семьи в истории страны»
Диспут «Я - патриот»
Диспут «Достойный гражданин своей страны»
Круглый стол «Россия - многонациональное государство»
Круглый стол «Добро и зло. Милосердие и гуманность»
Конкурс презентаций «Я - гражданин своей страны»
Круглый стол: «Великая Отечественная война»
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны»
Просмотр кинофильмов: «Офицеры», «Девятая рота», «Мы из
будущего» (на выбор)
Круглый стол «Подвигу народа жить в веках»
Диспут «Что я могу сделать для процветания своей страны».
Подведение итогов
Итого: 34 часа

25

В курс входят проведение и подготовка общешкольных традиционных
мероприятий.
№
Наименование
Сроки
Ответственные
Участники
мероприятия
1
Торжественная
1 сентября
ЗДВР,
1-11
линейка, посвященная
администрация
Дню Знаний
2 Международный день 2 октября
ЗДВР
1-11
пожилых людей
Кл.руководители
Праздничный концерт
к Дню Учителя
3
Акция «Трудовой
Сентябрь,
Кл.рук
1-11
десант»
май
4
Посвящение в
29 сентября
1 класс
первоклассники
5
Посвящение в
октябрь
5 класс
пятиклассники
6
Прощание с букварем
январь
Кл.рук.
1 класс
7
Осенний бал
ноябрь
ЗДВР, кл.рук.
1-11 кл.
8
Дни здоровья
В течение учителя физ-ры, ЗДВР
1-11
года
9
Новогодние елки
22.12
ЗДВР, кл.рук.
1-11
10
Вечер встречи
1 февраля
Администрация,
выпускников
кл.рук.
11
Конкурс
февраль
ЗДВР
1-11
патриотической песни
12
Экскурсии для
В течение
кл.рук., ЗДВР
1-11
старшеклассников в
года
центр занятости, на
предприятия города
13 Праздник Последнего
май
ЗДВР
1-11
звонка
14
Выпускной вечер
Май-июнь
кл.рук, ЗДВР
9 и 11
15
День матери
ноябрь
кл.рук, ЗДВР
1-11
16
8 марта «А, ну-ка,
март
ЗДВР, кл.рук
1-11
девушки»
17
Военно- спортивная
февраль
ЗДВР, учителя
1-11
игра «Зарница»
физ-ры. ОБЖ,кл.рук.
18
Комплекс
май
ЗДВР, кл.рук.
1-11
мероприятий,
26

посвященных Победе
в Великой
Отечественной войне
Районные и внутришкольные акции и мероприятия
Весенняя и осенняя
В течение
Кл.рук
1-11
акции «Дари добро»
года
экологическая
ОктябрьКл.рук
1-11
«Прощай, батарейка!»
ноябрь
Эко- бум (сбор
октябрь
Кл. рук.
Актив
макулатуры)
«Зеркало природы»
По плану
Учителя технологии 1-11 классы
«Живая классика»
По плану Учителя-предметники, 1-11 класс
ЗДВР

Для проведения кл.часов подобрана примерная тематика
1. «Человек! Помоги себе сам!» (Бетховен).
2. «Прекрасно там, где пребывает милосердие» (Конфуций).
3. Лень - помощник или враг?
4. Берегите язык (нецензурная брань: почему она получила распространение).
5. Семейные обряды.
6. «Кто не любит природу, тот не любит и человека, тот не гражданин»
(Ф.М.Достоевский).
7. «Совесть - это наш внутренний судья» (П.Гольбах).
8. Кем я хочу быть и почему?
1. Мир добрых дел.
2. Как развить
воображение,)

свои

способности

(восприятие,

3. Зачем мы учимся?
4. Ценности. Что человек должен ценить.
5. Почему люди лгут?
6. «Моя семья - мое богатство».

27

память,

мышление,

7. Зачем нужно заниматься физической культурой?
8. Курильщик - сам себе могильщик.
9. Что нужно знать при выборе профессии. Интересы,
склонности, способности, здоровье и выбор профессии.
Востребованность профессии на рынке труда.
1. Чтобы быть понятым.
2. Как узнать себя и развить свои способности.
3. Отчего бывает одиноко?
4. Привычки и воля.
5. Как устроена обида.
6. Природа силы личности.
7. Самоконтроль, как его достичь.
8. Внутренние противоречия. Желание и долг.
9. Почему подросток совершает преступление?
10. Семейные ценности.
11. Когда и как говорить «нет»?
12. Экология. Загрязнение среды и наука.
13. Здоровый образ жизни.
14. Как правильно выбирать профессию.
15. Легко ли быть белой вороной?
16. Недостатки человека и их влияние на его судьбу
1. Как ладить с людьми (любить, строить взаимоотношения, находить
понимание со взрослыми, дружить с товарищами).
2. Что значит быть взрослым. Чем отличаются взрослые от детей.
3. Расскажи мне обо мне.
4. Для чего нужны карманные деньги? (Анкетирование)
5. Стремление к счастью.
6. «Честь и собственное достоинство сильнее всего» (Ф.М.Достоевский).
7. Самовоспитание. Цели самосовершенствования.

28

8. Оптимизм.
9. Способность к прощению.
10. Выбор нашей жизни.
11. Театральная жизнь нашей столицы.
12. Трудности профессионального самоопределения (классификация
профессий для ориентации в мире труда, алгоритм выбора профессии.)
13. Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?
14. «От тюрьмы и сумы не зарекайся».
15. Что такое игромания? Я и компьютер.

29

Список литературы
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А.
Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997– 17с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. /Ю.К. Бабанский.–М.: Просвещение,-1998– 479с.
3. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных
классах/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. — М.: Просвещение, 1980. — 207 с.
4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев. – М.:
Просвещение,1979.- 289 с.
5. Васильева М.С., Оморокова М.И., Абдуллина А.А. Воспитание учащихся
средствами литературы. // Начальная школа.- 1979.- №8.- С.11.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В. Давыдова. –
М.: Педагогика, 1991.- 420 с.
7. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод.
рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991.- 267 с.
8. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности/ О.Г. Дробницкий. - М.:
Просвещение, 1977.- 211 с. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского
языка/ В.И. Даль.– М.: 1979, т.11.- 640 с.
9. Заславская С.Г. Первые шаги/ С.Г. Заславская. – М.: Педагогика, 1979.- 267
10.Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе
воспитания/ И.А. Каирова. - М.: Просвещение, 1979.- 290 с.
11.Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ И.А. Карпов. – М.:
Просвещение, 1979.- 198 с.
12. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника/ Л.В.
Кузнецова. – М., 1988.- 280 с.
13. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология/ Н.Д. Левитов. – М.:
Просвещение, 1964.- 390 с.
14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б.Ф.
Ломов. — М.: Наука, 1984. — 431 с.
15.Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников/
И.С. Марьенко. — М.: Просвещение, 1980. — 183 с.
16. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С.
Марьенко. — М.: Педагогика, 1985. — 368 с.
17. Психология. Словарь. Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского
М.Г. – М.: Педагогика, 1990.- 423 с.
18. Толкачева Т.М. Гражданское воспитание младших школьников в учебном
процессе. Методические указания/ Т.М. Толкачева. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003.
–14 с.
19. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций/ И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение,
1990.- 367 с.
20. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников/ И.Ф. Харламов.- М.:
Просвещение, 1984. — 144 с.

30

21. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у
детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова //
Воспитание школьников. – 2007. – № 8. – С. 37-38.
22.
Чепиков
В.Т.
Воспитание
нравственных
качеств
младших
школьников/Учеб.-метод. пособие / В.Т. Чепиков. - Гродно: ГрГУ, 2001. — 189
с.
23. Шакирова Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников в
реальной жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 1984, №2.- С. 32-35.
24. Шадриков В.Д. Развитие и воспитание духовности. // Школа духовности. –
1997. №1. – С. 21.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».