СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ № 13
Дата утверждения ООП .
/
Протокол №
от « » августа 20
Приказ №
от «
» августа 20
г.
г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Функциональная грамотность»
для обучающихся 2 - 3 классов
Составитель: учителя начальных классов:
Запрудина Татьяна Николаевна,
Потоскуева Ирина Анатольевна
село Черемисское, 2025г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования и направлена на реализацию основных целевых установок
начального общего образования: становление основ гражданской идентичности и
мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
Курс «Функциональная грамотность» изучается во 2- 3классах в рамках части
учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений 1 час в неделю.
Общий объем учебных часов за два года обучения составляет 68 часов (2,3 класс – по 34
часа).
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач
современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности
личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять
приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где
идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму,
говорению и слушанию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного
читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению,
сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и
самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания
прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь
функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые
в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют:
математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную
грамотность, финансовую грамотность.
Цель курса: формирование функциональной грамотности младших школьников.
Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:
Читательская грамотность:
формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с
текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
-находит и извлекает информацию из различных текстов;
- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
обеспечить
усвоение
ряда понятий
технологии:
«прогнозирование»,
«диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным;
приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать
роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
2
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
распознавать
проблемы,
которые
возникают
в
окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать
полученные
результаты
с учетом
поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его
готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Учащиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны:
использовать естественнонаучные знания,
выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания
окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и
для принятия соответствующих решений;
строить развернутые высказывания;
устанавливать надежность информации;
сотрудничать.
Финансовая грамотность – это обучение основам управления деньгами,
планирования бюджета и рационального использования ресурсов.
Учащиеся, овладевшие финансовой грамотностью, способны:
понимать, что такое деньги, откуда они берутся и как их использовать;
распределять карманные деньги, выбирать приоритетные покупки;
понимать ценность денег и уважительное отношение к труду, который позволяет
их заработать.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности.
Обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного
содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на
бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте
(семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
3
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе
во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
4
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Метапредметные и предметные результаты
Читательская
грамотность
Находит и
извлекает
информацию
из различных
текстов
Математическая
грамотность
Находит и
извлекает
математическую
информацию в
различном
контексте
Естественнонаучная
грамотность
Находит и
извлекает
информацию о
естественнонаучных
явлениях из
различных текстов
Финансовая
грамотность
Находит и
извлекает
финансовую
информацию в
различном
контексте
Личностные результаты
Читательская
грамотность
Оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческ их
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному
формулирует
собственную
Математическая
грамотность
объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных ситуациях
общественной жизни
на основе
математических
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческ их
ценностей
5
Естественнонаучн
ая грамотность
Объясняет
гражданскую
позицию в конкретных
ситуациях
общественной жизни
на основе
естественнонаучн ых
знаний с позиции норм
морали и
общечеловечески х
ценностей
Финансовая
грамотность
Оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловеческ
их ценностей,
прав и
обязанностей
гражданина
страны
Содержание программы 2 класс (34 ч)
№
п/п
1
Раздел
Кол-во
часов
1
Читательская
грамотность
1
1
1
1
1
1
1
0,5
Итого
2.
3.
Математическая
грамотность
Итого
Финансовая грамотность
8,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
8,5
1
1
1
1
4.
Итого
Естественно-научная
грамотность
1
1
1
1
0,5
8,5
1
1
1
1
1
1
Итого
1
1
0,5
8,5
Итого
34
Содержание
Формы деятельности
Михаил Пришвин. Беличья
память.
И. Соколов-Микитов. В
берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая
игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Полевой хомяк.
Про бобров.
Позвоночные животные.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
Встреча друзей.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Беличьи деньги.
Поврежденные
фальшивые деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег
банковской карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Такие разные деньги.
Встреча друзей.
Библиотечные уроки;
и Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
на дискуссиях;
Практические
упражнения
Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные
особенности яблока.
Про хомяка и его запасы.
Материал для плотин.
Позвоночные животные.
6
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Содержание программы 3 класс (34 ч)
№
п/п
1
2.
Раздел
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
Читательская
грамотность
Итого
Естественно-научная
грамотность
8
1
1
1
1
1
1
1
1
3.
Итого
Финансовая грамотность
8
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
4.
Математическая
грамотность
8
1
1
1
1
1
1
1
Содержание
Формы деятельности
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, вклад
выигрыш.
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
На что тратятся семейные
деньги? Обязательные
платежи.
Как сэкономить семейные
деньги?
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Расходы и доходы
бюджета.
Планируем семейный
бюджет.
Подсчитываем семейный
доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные
платежи.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
7
Итого
Проверочные работы
5
Итого
1
Подсчитываем
сэкономленные деньги.
8
2
Проверь себя
34
Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№
п/п
Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
Михаил Пришвин. Беличья память.
Про беличьи запасы.
Беличьи деньги.
Про белочку и погоду.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
Медвежье потомство.
Поврежденные и фальшивые
деньги.
Лесные сладкоежки.
Лев Толстой. Зайцы.
Про зайчат и зайчиху.
Банковская карта.
Про зайчишку и овощи.
Николай Сладков. Веселая игра.
Лисьи забавы.
Безопасность денег на банковской
карте.
Лисьи норы.
Обыкновенные кроты.
Про крота.
Про кредиты.
Корень часть растения.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Про ежа.
Про вклады.
Занимательные особенности яблока.
Полевой хомяк.
Про полевого хомяка.
Ловушки для денег.
Про хомяка и его запасы.
Про бобров.
Бобры строители.
Такие разные деньги.
Материал для плотин.
Позвоночные животные.
Встреча друзей.
Итого: 34
В том числе
Теория
Практика
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Дата проведения
3.09.
10.09
17.09.
24.09.
1.10.
8.10.
15.10.
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
22.10.
5.11.
12.11.
19.11.
26.11.
3.12.
10.12.
17.01.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
24.01.
14.01.
21.01.
28.01.
4.02.
11.02
18.02.
25.02.
4.03.
11.03.
18.03
1.04.
8.04.
15.04.
22.04.
29.04.
6.05.
13.05.
20.05.
17
8
17
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№
п/п
Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как оно
«работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
Проверь себя.
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.
Откуда в семье берутся деньги?
Пенсия и социальные пособия.
Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, вклад выигрыш.
На что тратятся семейные деньги?
Виды расходов.
На что тратятся семейные деньги?
Обязательные платежи.
Как сэкономить семейные деньги?
Расходы и доходы бюджета.
Планируем семейный бюджет.
Подсчитываем семейный доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные платежи.
Подсчитываем сэкономленные
деньги.
Проверь себя.
Итого: 34
В том числе
Теория
Практика
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Дата проведения
3.09.
10.09.
17.09.
24.09.
4.10.
11.10.
18.10.
25.10.
5.11.
12.11.
19.11
26.11.
3.12.
10.12.
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
17.12.
24.12.
14.01.
21.01.
28.01.
4.02.
1
0,5
0,5
11.02.
1
0,5
0,5
18.02.
1
0,5
0,5
25.02.
1
0,5
0,5
4.03.
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
11.03.
18.03.
1.04.
8.04.
15.04.
22.04.
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
29.04.
6.05.
13.05.
0,5
20.05.
1
0,5
17
9
17
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
«Функциональная грамотность». Тренажёр для школьников. 2,3 классы. Изда- тельство «Планета»
2024г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. .«Функциональная грамотность». Тренажёр для школьников. 2,3 классы. Изда- тельство
2.
3.
4.
5.
6.
7.
«Планета» 2024г.
«Функциональная грамотность». Диагностические работы. 2,3 классы. Издатель- ство «Планета»
2024г.
«Функциональная грамотность». Программа внеурочной деятельности. 2,3 клас сы. Издательство
«Планета» 2024г.
«Читательская грамотность». Практикум для школьников. 2,3 классы. Издательство «Планета»
2024г.
«Математическая грамотность». Практикум для школьников. 2,3 классы. Изда- тельство
«Планета» 2024г.
«Финансовая грамотность». Практикум для школьников. 2,3 классы. Издатель- ство «Планета»
2024г.
«Естественно-научная грамотность». Практикум для школьников. 2 ,3 классы. Издательство
«Планета» 2024г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Презентации
10