Информационные технологии 10-11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
Режевской городской округ
(МБОУ СОШ № 13)

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на Педагогическом совете

Зам. директора по УВР

Директор МБОУ СОШ № 13

Протокол № 1

__________Н.Г. Пикина

____________А.Е. Копалов

от «30» августа 2023 г.

от «___» ___________ г.

Приказ № 85/01-10
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
10-11 КЛАСС

Составитель: учитель информатики
Пикина Наталья Геннадьевна

с. Черемисское
2023

Рабочая программа факультативного курса «Информационные
технологии»
Факультативный курс «Информационные технологии» предполагает повышение
уровня образования за счет углубленного изучения материала по информационным
технологиям.
Курс «Информационные технологии» является преемственным по отношению к
базовому курсу информатики и ИКТ, обеспечивающему требования образовательного
стандарта среднего общего образования.
Курс преследует цель формирования у обучающихся как предметной
компетентности в области информационных компьютерных технологий, так и
информационной и коммуникативной компетентностей для личностного развития и
профессионального самоопределения.
Цели достигаются посредством:
• проведения теоретических (лекции) и практических (лабораторные работы)
занятий по тематике курса;
• выбора различных заданий для самостоятельной работы;
• углубленного изучения тематики посредством подготовки рефератов;
• самостоятельного выбора обучающимися объекта для проектирования
(компьютерного моделирования), разработки и публичной защиты проекта;
• использования в ходе реализации индивидуального проекта различных
информационных ресурсов (в том числе Интернета);
• выполнения как индивидуальных, так и групповых заданий на проектирование и
компьютерное моделирование различных объектов.
Курс «Информационные технологии» реализуется за счет части, формируемой
участниками образовательных отношений, в 10-11 классах по 1 часу в неделю в каждом
классе. Всего за два года обучения – 68 часов.

Содержание курса
•
Раздел 1. Работа с документами в программе Microsoft Word.
•
Техника безопасности работы на ПК. Основные возможности современной
компьютерной техники и перспективы ее развития в сфере делопроизводства. Создание,
редактирование и форматирование текстов в текстовом процессоре Microsoft Word.
Оформление абзацев, сноски, колонтитулы. Общие правила оформления рефератов,
курсовых и дипломных работ. Правила составления библиографического описания.
Создание реферата.
•
Основы делопроизводства, основные виды и стандарты оформления
документов. Бланк заявления. Составление и оформление документов личного характера.
Бланк резюме, автобиография. Расписка. Доверенность. Оформление управленческих
документов. Справки, докладные записки, акты.
•
Создание и редактирование математических формул. Творческий проект.
"Рекламный
Раздел 2. Моделирование и формализация в среде MS Excel
Повторение основных сведений об электронной таблице MS Excel. Типы
стилистического оформления. Ссылки на рабочем листе и за его пределами
Математические и тригонометрические функции. Статистические и финансовые
функции. Расчет итоговой суммы товаров на складе. Текстовые и логические функции,
функции даты и времени. Печать результатов работы
Основные понятия бухгалтерского учета. Начисление заработной платы. Расчет
премии по нескольким условиям премирования.
Организация работы со списками. Задачи оптимизации. Связывание и

консолидация данных
Раздел 3. Издательское дело в среде MS Publisher
Окно MS Publisher. Назначение. Основные понятия.
Каталог публикаций - Мастер публикаций, макет публикации, пустая публикация.
Шаблоны. Создание буклета.
Раздел 4. Основы HTML
Основы HTML. Разработка Web-страницы. Создание структуры Web-страницы с
помощью таблиц. Организация гиперссылок. Преобразование существующей публикации
в Web- страницу.
Раздел 5. Моделирование информационных систем
Основные понятия системологии: система, структуры. Графы и сети. Деревья.
Табличная организация данных
Понятие информационной системы, классификация информационных систем.
Основные понятия баз данных. Проектирование многотабличной базы данных.
Нормализация реляционной модели данных
СУБД MS Access. Создание структуры БД и ее заполнение. Запросы на выборку и
удаление информации из БД. Построение запросов с помощью конструктора
Расширяем модели данных. Логические выражения и условия отбора. Запросы со
сложными условиями отбора. Вычисляемые поля.
Отчеты в БД.
Разработка пользовательского интерфейса: кнопочные формы Макросы
Метапредметные результаты
При изучении курса формируются следующие метапредметные результаты.
1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая
внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
2.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников.
4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
При изучении курса формируются следующие предметные результаты, которые
ориентированы на обеспечение, преимущественно, общеобразовательной и
общекультурной подготовки.
определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных
условиях дискретизации;
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с
типом решаемых задач и по выбранной специализации;
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений
(время работы, размер используемой памяти);
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих
-

-

-

-

объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов
и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования
реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в
наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5

Тема
Работа с документами в программе Microsoft
Word.
Моделирование и формализация в среде MS
Excel
Издательское дело в среде MS Publisher
Основы HTML
Моделирование информационных систем
Итого

Общее

Количество часов
10 кл
11 кл

20

20

14
8
6
20
68

14
8
6
20
34

34

Тематическое планирование
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

10 класс
Тема урока

Работы с документами в программе Microsoft Word
Техника безопасности при работе на ПК.
Основные возможности современной компьютерной
техники и перспективы ее развития в сфере
Повторение
основных сведений об Microsoft Word.
делопроизводства
Документ "Приглашение".
Форматирование абзацев
Сноски, колонтитулы.
Общие правила оформления проектов, рефератов,
курсовых и дипломных работ.
Правила составления библиографического описания
Создание реферата
Основы делопроизводства, основные виды и стандарты
оформления документов.
Составление и оформление документов личного характера
Заявление
Бланк резюме, автобиография
Расписка. Доверенность
Оформление управленческих документов
Справки, докладные записки, акты
Создание и редактирование математических формул.
Совместная работа над документом
Творческий проект «Рекламный лист»
Зачетная работа.
Издательское дело в среде MS Publisher

Кол-во
часов
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Окно MS Publisher. Назначение. Основные понятия.
Мастер публикаций, макет публикации, пустая
публикация. Шаблоны.
Проект «Создание одностраничной публикации».
Создание буклета. Использование шаблонов.
Создание буклета. Использование шаблонов.
Проект «Создание буклета».
Основы HTML
Основы HTML. Разработка Web-страницы.
Создание структуры Web-страницы с помощью таблиц
Организация гиперссылок.
Преобразование существующей публикации в Webстраницу.
Преобразование существующей публикации в Webстраницу.
Работа над проектом.
Работа над проектом.
Защита проекта.

11 класс
№
Тема
Моделирование и формализация в среде в среде MS Excel
1
Повторение основных сведений об электронной таблице MS
Excel.
2
Типы стилистического оформления
3
Использование функций. Относительные и абсолютные
ссылки. Логические функции
4
Наглядное представление статистической информации.
Построение диаграмм.
5
Обработка массива данных

1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1

Кол-во часов
14

1
1
1
1
1

6

Обработка массива данных

1

7
8

Моделирование ситуаций
Моделирование биологических процессов

1
1

9
10
11

Моделирование движения тела
Моделирование случайных процессов
Моделирование экологических систем

1
1
1

12
13
14
15

Поиск решения
Задачи оптимизации.
Связывание и консолидация данных
Зачетная работа
Моделирование информационных систем
Основные понятия системологии: система, структуры
Графы и сети
Деревья
Табличная организация данных
Понятие информационной системы, классификация
информационных систем. Основные понятия баз данных.

1
1

16
17
18
19
20

1
20

1
1
1
1
1

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Проектирование многотабличной базы данных
Нормализация реляционной модели данных
СУБД MS Access.
Создание структуры БД и ее заполнение.
Запросы на выборку
Запросы на удаление информации из БД.
Построение запросов с помощью конструктора
Расширение модели данных
Логические выражения и условия отбора
Запросы со сложными условиями отбора. Вычисление полей
Отчеты в БД.
Разработка пользовательского интерфейса: кнопочные формы
Макросы
Обобщение пройденного материала. Зачетная работа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. Информационная культура: Учебное пособие для средней школы. Часть 1/
Матвеева Т.А., Гейн А.Г., Мачульский В.В., Шпота Т.В., Кадочникова В.И., Жильцова В.И.,
Щербинин А.С. - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», Ассоциация XXI век, 2006.
2. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов.
/ Угринович Н.Д. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
3. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие.
/ Угринович Н.Д. и др. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, режим доступа:
https://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/1/.
4. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. Макарова Н.В., Николайчук
Г.С., Титова Ю.Ф., Питер, 2008.
Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете на сайте
"Информатика и информационные технологии" по адресу: http://lbz.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».