Наглядная геометрия 5 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
Режевской городской округ
(МБОУ СОШ № 13)

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на Педагогическом совете

Зам. директора по УВР

Директор МБОУ СОШ № 13

Протокол № 1

__________Н.Г. Пикина

____________А.Е. Копалов

от «30» августа 2023 г.

от «___» ___________ г.

Приказ № 85/01-10
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»
(5 класс)

СОСТАВИТЕЛЬ:

Учитель математики Кукарцева О. П.

с. ЧЕРЕМИССКОЕ
2023 г.

Общая характеристика элективного курса
«Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением
систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит
максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными
геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют
такие темы и задания, которые стимулировали бы учащихся к проведению несложных
обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Эта программа основана на
активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и
некоторую систематизацию геометрической информации. Таким образом, главная цель
курса «Наглядной геометрии» - подготовка учащихся к овладению систематическим
курсом геометрии в 7 – 9 классах.
Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой
стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и
практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое
мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной,
творческой и практической деятельности.
Программа построена таким образом, что приобретение новых знаний учащимися
осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и
теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую
зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их
решения были доступны большинству учащихся.
Место элективного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 17 часов при 1 часе в неделю в течение I полугодия.
Используется УМК:
Математика. Наглядная геометрия:5 класс: базовый уровень: учебник/ Т. Г. Ходот, А.
Ю. Ходот, В. Л. Велиховская. – Москва: Просвещение, 2023.
Программа реализует системно-деятельностный подход в обучении геометрии,
идею дифференцированного подхода к обучению.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении геометрии, что
способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями
и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
Большое внимание уделяется формированию навыков выполнения творческих и
лабораторных работ, что способствует формированию у обучающихся практических и
исследовательских навыков.
Содержание курса 5 класс
1. Начальные понятия (геометрическая фигура; точка, линия, поверхность, тело; плоские и
пространственные фигуры).
2. Отрезки (понятие отрезка, сравнение отрезков; конструирование из отрезков плоских и
пространственных фигур: луч, прямая, ломаная, многоугольник; круг, цилиндр, конус;
изображение фигур с разных точек зрения). 3.
Углы (понятие плоского и двугранного угла, сравнение плоских углов, их виды,
перпендикулярность; конструкции из углов).
4. Измерения (длина отрезка; площадь плоской фигуры, площадь прямоугольника; объем
тела, объем прямоугольного параллелепипеда; градусная мера угла, транспортир).

Планируемые результаты освоения элективного курса.

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

Изучение курса в 5 классе даёт возможность обучающимся достичь (на уровне
своего возраста) следующих результатов:
Личные результаты:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
представление о геометрии как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о
ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
геометрических задач;
Метапредметные результаты:
первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном
языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
геометрических задач, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной информации;
умение понимать и использовать средства наглядности (таблицы, схемы и др.) для
иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их
проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные
стратегии решения задач;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
Предметные результаты:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов
окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных
умений, приобретение навыков геометрических построений;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для
нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач
практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при
необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
В результате изучения курса ученик научится:
− Понимать зависимость между основными единицами измерения длины, площади,
объёма, веса, времени;
− оперировать старинными мерами;
− распознавать виды углов и их свойства;
− применять определение и свойство серединного перпендикуляра;
− применять определение и свойство биссектрисы угла;
− применять определение и свойства куба;
− распознавать виды треугольников; правило треугольника; свойство углов
треугольника; правильные многогранники;

− применять способы деления окружности на части; понятие листа Мебиуса;
принципы шифровки записей ;способы решения головоломок; принципы
изображения трёх проекций тел.
− строить отрезки, углы, заданной величины; проводить биссектрису угла;
− находить площадь прямоугольника, квадрата; объём куба, прямоугольного
параллелепипеда;
− строить треугольник по стороне и прилежащим к ней углам, по двум сторонам и
углу между ними, по трём сторонам;
− изображать куб, пирамиду;
− строить окружность по заданному радиусу, делить её на равные части;
− изготавливать некоторые многогранники;
− решать задачи на разрезание и складывание фигур.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17

Тема занятия
Точка. Линия. Виды линий
Поверхность. Плоские и пространственные
фигуры
Отрезок. Луч. Числовой луч
Прямая. Ломаная. Длина ломаной
Треугольник. Элементы треугольника. Виды
треугольников.
Конструирование треугольников
Круг и окружность. Их элементы. Способы
построения круга
Решение задач
Цилиндр, его элементы. Как рисуют цилиндры
Прямоугольный параллелепипед.
Конструирование прямоугольного
параллелепипеда
Конус. Его элементы. Как рисуют конусы
Плоский угол, его элементы
Двугранный угол, его элементы
Виды углов. Построение угла, равного
данному. Построение биссектрисы угла
Новая классификация треугольников
Измерение углов. Транспортир
Площадь. Единицы измерения площади
Площадь фигур на клетчатой бумаге

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».