Факультатив Работа с текстом в системе подготовки к ГИА

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
Режевской городской округ
(МБОУ СОШ № 13)

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на Педагогическом совете

Зам. директора по УВР

Директор МБОУ СОШ № 13

Протокол № 1

__________Н.Г. Пикина

____________А.Е. Копалов

от «30» августа 2023 г.

от «___» ___________ г.

Приказ № 85/01-10
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса «Работа с текстом в системе подготовки к ГИА»
для обучающихся 7 класса

с. Черемисское
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Факультативный курс «Работа с текстом в системе подготовки к ГИА» направлен на
освоение учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста требует нравственноинтеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам
процесс «общения» с текстом — это учебная деятельность, когда духовно-нравственное
становление личности постепенно происходит как часть самого обучения, приобретения тех
знаний, умений. Процесс понимания текста, его интерпретация учеником — уже
творчество.
Курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над текстами
способов деятельности учащимися основной школы и подготовку обучающихся к
разработке и реализации собственных текстов. Актуальность курса определяется, с одной
стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой
стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя создание
текстов разных типов речи, составление монолога и правильного ведения диалога.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков
отведено мало времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней
школы (например, определение микротем).
Содержание данного курса ориентировано на контроль и измерение уровня
сформированности у обучающихся основной общеобразовательной школы жизненно
важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:
извлекать информацию при аудировании и чтении;
•
адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем,
функционально-смысловым типом речи;
•
создавать в устной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе
воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости;
•
соблюдать в речи основные языковые нормы (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические)
Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать
уровень компетентности. Очевидно, что выполнение заданий устной части требует от
обучаемого не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти
знания уместно использовать. В структуру коммуникативной компетентности входят
способность понимания текста, вербальное оформление этого понимания, владение
способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные
способности.
Новизна данного курса заключается в направленности его на организацию систематичной
работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения
полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного
высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных
ранее.
•

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
Практико-ориентированный курс предполагает использование разных методов и
приёмов обучения.

По источнику получения знаний:
•
Словесные (сообщения, беседа)
•
Информационные (работа со сборниками для подготовки к экзамену,
памятками)
•
Практические (практикумы по анализу текстов)
По уровню активности познавательной деятельности:
•
Объяснительно-иллюстративный (беседа, подготовленные сообщения, чтение
учебных пособий)
•
Репродуктивный (работа над техникой сжатия текста по заданному шаблону,
составление памятки «Как работать над сочинением-рассуждением на лингвистическую
тему», написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по заданному плану)
•
Проблемное изложение материала (анализ проблемной информации,
извлечённой из прочитанного текста, написание сочинения- рассуждения на осмысление
одного из ключевых фрагментов текста).
На занятиях используются интерактивные формы работы: практикумы, групповая
работа, дискуссия, творческая работа.
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 17 учебных часов ,1 час в неделю на 1 полугодие.
ЦЕЛИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
Цель курса – научить обучающихся анализировать содержание и лингвистические
компоненты текста, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать
собственный текст.
Задачи изучения курса:
•
помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться
более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих
мыслей и чувств;
•
работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением
подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;
•
соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
•
развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление
быть вдумчивым и проницательным читателем;
•
формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно,
с опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт;
•
формировать собственный устный стиль каждого ребёнка;
•
выявлять творческие способности у каждого школьника;
•
помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со своими
коммуникативными проблемами, развивать речь, память, внимание, способствовать
становлению характера, умению побороть себя и свои пороки;
•
помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского языка, показать им
его многообразные возможности, приучить обучающихся вдумчиво относиться к слову и
побудить к созданию собственных творческих работ.
•
научить применять обобщённых знаний и умений при анализе текста;
научить:

способам понимания текста;
•
способам выражения понимания чужого;
•
способам выражения собственной позиции;
•
умению отвечать на вопросы и строить речь исходя из ситуации
•
уметь рассуждать с учетом основных признаков текста: смысловой и
грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.
МЕСТО ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 13
предусматривает проведение занятий элективного курса в 7 классе в объёме 17 часов.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без
ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков
отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в
программу средней школы (например, определение микротем).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного
членения текста, определения главной и второстепенной информации.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт
условия для реализации метапредметной функции, которую русский язык выполняет в
системе школьного образования.
•

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Выразительное чтение текста как искусство звучащего
слова. Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения.
Логические паузы и ударения. Интонация текста.
Знать: основные правила выразительного чтения.
Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание
текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.
Раздел 2. Монологическая речь
Структура монолога. Текста – повествования, описания, рассуждения. Алгоритм
составления текстов различных типов речи. Речевые клише, используемые в текстахрассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функциональносмысловым типом речи.
Извлечение информации из различных источников
Знать: структуру текста-рассуждения.
Уметь: создавать текст в устной форме в соответствии с заданной темой и
функционально-смысловым типом речи.
Раздел 3. Диалог
Структура диалога.
Учимся вести диалог. Типы речевых, грамматических ошибок. Предупреждение
речевых, логических, фактических ошибок.
Знать: основные требования к диалогу.
Уметь: вести беседу на заданную тему, грамотно строить свои высказывания.
Раздел 4. Текст как результат речевой деятельности
Тема, основная мысль.
Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение
зачинов. Ключевые слова.
Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь).
Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).
Смысловая и композиционная целостность текста.
Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.
Знать: основные правила работы с текстом.
Уметь: различать характер заданий к тексту.
Раздел 5. Средства выразительности в тексте
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические
(синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически
окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные
(стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические, синтаксические
(неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные
обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные
средства (звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного синтаксиса).
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стилистические возможности языковых средств.

Знать:
основные
средства
выразительности.
Уметь: различать
средства
выразительности; находить
в
тексте
средства
выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Раздел
6.
Синтаксические
и
пунктуационные
нормы
текста
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное
предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки
препинания
в
сложносочинённом
предложении.
Знаки
препинания
в
сложноподчинённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.
Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе
предложенного текста.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса обучаемый должен знать:
- основные признаки текста;
- основные приемы создания текстов разных типов.
В результате изучения элективного курса обучаемый должен уметь:
- определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку
зрения героя;
- правильно и лаконично излагать содержание текста;
- определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова,
анализировать их структурно-смысловые связи;
- выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на
слух;
- владеть различными приемами сжатия текста;
- устно передавать содержание текста, используя при этом различные средства
речевой выразительности;
- самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
- проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста,
подтверждающие указанные мысли;
- выполнять орфографические, пунктуационные и грамматические нормы;
-свободно владеть знаниями по грамматике русского языка при решении тестовых
заданий.
При выразительном чтении текста: умение выбирать тон, темп чтения,
принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности;
определять, где нужны логические ударения, паузы.

Учебно-тематический план
№

Раздел

1.

Выразительное
чтение текста как
искусство
звучащего слова
Монологическое
высказывание
Диалог
Текст
как
результат
речевой
деятельности
Средства
выразительности
в тексте
Синтаксические
и
пунктуационные
нормы текста
Итого

2.
3.
4.

5.

6.

Кол-во
часов
3

Теор
ия
1

Практика

3

1

2

2
2

1
1

1
1

4

1

3

3

1

2

17

2

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 9 класс.
«Экзамен», 2016. (Серия «Учеюно-методический комплект»)
- Серия «Готовимся к экзаменам»: Тексты изложений (часть1), Тестовые задания
(Часть 2)
- Учебные словари
- Материалы для обучения чтению.
- Использование технических средств, СМИ и Интернета
- Материалы сайта ФИПИ http://www.fipi.ru/.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».