Положение_о_едином_орфографическом_режиме

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
(МБОУ СОШ № 13)
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ СОШ № 13
(протокол от 30.08.2023 № 1)

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 13
_____________А.Е. Копалов
01.09.2023

Положение о едином орфографическом режиме в МБОУ «СОШ № 13»
Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии:









с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным государственным стандартом начального общего образования,
утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373;
Федеральным государственным стандартом основного общего образования,
утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897;
Федеральным государственным стандартом среднего общего образования,
утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413;
Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 №
637-р;
уставом МБОУ «СОШ № 13;
иными локальными актами МБОУ СОШ № 13.

1.2. Ведение тетрадей по каждому предмету учебного плана (за исключением
физической культуры) учащимися с 1-го по 11-й класс является обязательным.
1.3. В тетради оформляются письменные работы в классе и дома.
1.4. Предусматриваются несколько типов письменных работ в тетради:





классная работа;
домашняя работа;
контрольная работа;
творческая работа.

Формы работ:







сочинение;
изложение;
эссе;
рецензия;
лабораторная работа;
практическая работа.

В соответствии с типами и формами письменных работ тетради делятся по назначению
на виды:






рабочие тетради (для классных и домашних работ);
тетради для контрольных работ;
тетради для творческих работ/работ по развитию речи;
тетради для контрольных и лабораторных работ по физике, химии, биологии;
тетради для практических работ по географии.

1.5. Учителя-предметники обязаны организовывать работу с тетрадями разного вида и
проверять тетради и письменные работы согласно нормативам проверки тетрадей и
письменных работ учащихся.
Единый орфографический режим
2.1. Ученики должны иметь следующее количество тетрадей для выполнения всех
видов обучающих работ, а также текущих контрольных письменных работ.
Предмет

Количество тетрадей
1–9-е классы

10–11-е классы

Русский язык

Две рабочие тетради, одна Две рабочие тетради, одна
тетрадь для контрольных тетрадь для контрольных
работ, одна тетрадь по работ
развитию речи

Литература

Одна тетрадь рабочая. В 9-м Одна тетрадь рабочая и
классе одна тетрадь для одна – для творческих работ
творческих работ
(сочинений)

Математика

Две рабочие тетради и одна
тетрадь для контрольных
работ

Алгебра

Две рабочие тетради и одна Одна рабочая тетрадь, одна
тетрадь для контрольных тетрадь для контрольных
работ
работ

Геометрия

Одна рабочая тетрадь, одна Одна рабочая тетрадь, одна
тетрадь для контрольных тетрадь для контрольных
работ
работ

Иностранный язык

Одна тетрадь и словарь

Одна тетрадь и словарь

Физика, химия, биология

Одна рабочая тетрадь, одна
тетрадь для контрольных
работ,
лабораторных
и
практических работ

Одна рабочая тетрадь, одна
тетрадь для контрольных
работ,
лабораторных
и
практических работ

География

Одна рабочая тетрадь, одна Одна рабочая тетрадь, одна
тетрадь для лабораторных и тетрадь для лабораторных и
практических работ
практических работ

История, обществознание, Одна рабочая тетрадь
ОБЖ, музыка, искусство,
информатика, технология

Одна рабочая тетрадь

2.2. Требования к оформлению и ведению тетрадей
2.2.1. Учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12–18 листов.
Общие тетради могут использоваться лишь в 5–11-х классах на уроках по учебным
дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объему
работ.
2.2.2. Тетрадь по предмету должна иметь аккуратный внешний вид. Титульный лист
тетради должен содержать информацию о предмете, типе тетради по назначению,
фамилию, имя и класс обучающегося. На обложке тетрадей для контрольных работ,
работ по развитию речи, лабораторных практических работ делаются соответствующие
записи.
2.2.3. При выполнении работ учащимися обязательным является соблюдение правила
«красной строки» в тетрадях по всем предметам.
2.2.4. Дата выполнения работы записывается в строку арабскими цифрами и с
названием месяца в тетрадях по математике в 5–6-х классах, прописью – в тетрадях по
русскому языку в 5–9-х классах, цифрами на полях или в строке – в тетрадях по
остальным предметам.
2.2.5. Размер полей в тетрадях устанавливается учителем исходя из специфики
письменных работ.
2.2.6. На каждом уроке в тетрадях следует записывать его тему, а на уроках по
русскому языку, математике, алгебре и геометрии – указать вид выполняемой работы
(классная, домашняя, самостоятельная, диктант, изложение, сочинение и т. д.).
2.2.7. При выполнении заданий в тетрадях учащиеся должны указывать номер
упражнения, задачи, вопроса.
2.2.8. Устанавливается следующий пропуск клеток и линий в тетрадях:
по математике (алгебре, геометрии) – начинать писать с самой верхней полной
клетки, между домашней и классной работой пропускать четыре клетки;
 по русскому языку – линии внутри одной работы не пропускаются, между
домашней и классной работой – оставляются две линии, текст каждой новой
работы начинается с красной строки.


2.2.9. Контрольные работы по русскому языку и математике выполняются в
специальных тетрадях, предназначенных для этого вида работ; в тетрадях по русскому
языку записывается вид работы (например, диктант). То же относится и к обозначению
кратковременных работ, выполняемых в тетрадях.

2.2.10. Учащиеся ведут записи в тетрадях синей пастой. Черная или зеленая пасты,
карандаш могут быть использованы при подчеркивании, составлении графиков и т. д.
Учащимся запрещается писать в тетрадях красной пастой.
2.3. Нормативы проверки контрольных, практических работ по учебным
дисциплинам, согласно образовательным программам
2.3.1. Нормативы проведения контрольных, практических работ по учебным
дисциплинам, согласно образовательным программам за учебный год.

Предмет

Вид работ

Классы/количество работ за год
5

6

7

8

9

10

11

Русский язык

Диктант

8

8

6

5

4

4

4

Русский язык

Сочинение

4

4

4

4

2

2

2

Русский язык

Изложение

4

4

3

3

4

2

2

Литература

Сочинение

1

2

2

2
–
5
обучающие

8

8

Литература

Изложение

0

0

0

0

2

2

Физика

Лабораторная

2ч–
2ч – 9
10

2
2 ч 2ч–
ч–
–5 4
7

Физика

Контрольная

2ч–
2ч–4
4

2 ч 2ч– 2 ч
– 4 4–5 – 5

Химия

Лабораторная

6

7

5

7

Химия

Контрольная

4

5

3

3

Математика

Контрольная

Алгебра

Контрольная

7

5

5/6

6/7

5

Геометрия

Контрольная

5

6

6

7

5/6

16

16

8

8

Иностранный
язык

14

14

Контрольная

16

16

16

Контроль чтения

1

1

1

Контроль письма

1

1

1

Контроль
аудирования

1

1

1

1

1

1

8

8

8

Контроль говорения
Лексикограмматический

0

1
1
1
1

1 (2) 1 (2) 1 (2)
1 (2) 1 (2) 1 (2)
1 (2) 1 (2) 1 (2)
1 (2) 1 (2) 1 (2)

8

8

8

Литература
География

контроль

(10) (10) (10)

8 (10)

(10) (10)

(10)

Чтение наизусть

12

12

12

12

12

12

12

9

9

8

8–10

8–
10

8–10

8–
10

Практическая
работа

2.3.2. Не допускается выполнение двух контрольных работ в день одним классом или
одним учащимся, а в течение недели в 5–7-х классах – двух, 8–11-х классах – не более
трех.
2.3.3. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти и в
первый день недели.
2.4. Проверка письменных работ учащихся
2.4.1. Порядок проверки рабочих тетрадей учащихся.
Предмет

Класс Периодичность проверки

Русский язык

1–7-е

После каждого урока у всех учеников

8–9-е

После каждого урока – только у слабых
учащихся,
у
остальных
– наиболее
значимые по своей важности, но с таким
расчетом, чтобы два раза в неделю тетради
всех учащихся проверялись

10–
11-е

После каждого урока – только у слабых
учащихся, у остальных – наиболее
значимые по своей важности, но с таким
расчетом, чтобы два раза в месяц учителем
проверялись тетради всех учащихся

5–8-е

Не реже двух раз в месяц

9–11е

Не реже одного раза в месяц

1–5-е

После каждого урока у всех учеников –
домашняя
работа,
классная
работа,
самостоятельные работы контролирующего
характера

6–8-е

Текущая проверка домашних работ –
один раз в неделю у всех учеников,
самостоятельные работы контролирующего
характера – после проведения работы у

Литература

Математика

каждого ученика

Иностранный язык

9–11е

После каждого урока – только у слабых
учащихся,
у
остальных
– наиболее
значимые по своей важности, но с таким
расчетом, чтобы два раза в месяц учителем
проверялись тетради всех учащихся

5–6-е

После каждого урока у всех учеников.
Тетради-словари должны проверяться не
реже одного раза в месяц

7–8-е

После каждого урока – только у слабых
учащихся, у сильных – наиболее значимые
по своей важности, но с таким расчетом,
чтобы один раз в две недели учителем
проверялись тетради всех учащихся.
Тетради-словари должны проверяться не
реже одного раза в месяц

9–11е

После каждого урока – только у слабых
учащихся, у сильных – наиболее значимые
по своей важности, но не реже четырех раз
в учебную четверть.
Тетради-словари должны проверяться не
реже одного раза в месяц

География, биология, химия,
физика, природоведение, история,
5–11обществознание,
технология,
е
ОБЖ, музыка, МХК, физкультура,
информатика

Не реже трех раз в учебную четверть

Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды
контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.
Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки.
Предмет

Вид работы

Класс

Сроки проверки

1–11-е

Проверяется к следующему уроку

Изложение

5–11-е

Проверяется не позже чем через неделю

Сочинение

5–9-е

Литература

Сочинение

9–11-е

Проверяется не более 10 дней

Математика

Контрольная работа

1–9-е

Проверяется к следующему уроку

Русский язык Диктант

Химия

Контрольная работа

10–11-е Проверяется не позже чем через неделю

Контрольная работа

8–11-е

Проверяется не позже чем через неделю

7–11-е

Проверяется не позже чем через неделю

5–11-е

Проверяется не позже чем через неделю

Практическая работа 5–11-е

Проверяется не позже чем через неделю

Практическая работа
Физика

Контрольная работа
Лабораторная работа

Биология

Контрольная работа
Лабораторная работа

География

2.4.2. В проверяемых работах по русскому языку и математике в 5–7-х классах учитель
исправляет все допущенные ошибки, руководствуясь следующими правилами:
зачеркивая орфографическую ошибку, цифру, математический знак,
подписывает вверху букву или нужную цифру, математический знак;
 пунктуационный ненужный знак зачеркивается, необходимый пишется
красной пастой;
 при проверке тетрадей по русскому языку учитель обозначает ошибку
определенным знаком (для удобства подсчета ошибок и классификации), при
проверке изложений
и
сочинений, кроме орфографических
и
пунктуационных, отмечаются речевые и грамматические ошибки, а также
ошибки по содержанию.


2.4.3. При проверке тетрадей в 8–11-х классах целесообразно, чтобы учитель только
подчеркивал допущенную ошибку и отмечал на полях количество ошибок.
2.4.4. После проверки диктанта указывается количество орфографических и
пунктуационных ошибок, а изложения и сочинения – ошибок по содержанию, речевых,
орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
2.4.5. Работа над ошибками осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись
работы.
Приложение
Требования по оформлению письменных творческих работпо русскому языку и
литературе
1. Указывать вид работы с прописной буквы по центру тетради:






Изложение
Сочинение
Рассказ
Рецензия
и т. д.

1. Тему сочинения записывать полностью, без сокращений по центру тетради.
Именительный падеж темы не предполагает в конце знака препинания, кроме
особых
случаев
(вопросительного
и
восклицательного
знаков,
многоточия). Например:



Дом, который построю я...
Символические образы в пьесе А.А. Чехова «Вишневый сад»

1. Название темы пишется без кавычек, за исключением цитат из произведений:



правильно: «Гений и злодейство – две вещи несовместны» (А.С. Пушкин.)
неправильно: Сочинение на тему «Дом, который построю я...»

1. Эпиграф записывается без кавычек с правой стороны страницы. После
эпиграфа ставится точка. На следующей строке указывается автор; название
произведения берется в кавычки. После Ф. И. О. автора и названия
произведения ставятся точки. Например:
Гул
затих.
Б.Л. Пастернак. «Гамлет».

Я

вышел

на

подмостки.

1. Цитата оформляется следующим образом:
1. Заключается в кавычки, если записывается как прямая речь. Например:


В начале лекции учитель привел известный афоризм: «Все дороги ведут в
Рим».

2. Если цитируются стихотворные строки, то после слов автора ставится двоеточие,
цитата в кавычки не заключается. Например:


В посвящении к «Евгению Онегину» написано:

Ума
И сердца горестных замет.

холодных

наблюдений

3. Если цитата оформляется как косвенная речь и входит в придаточное предложение,
то берется в кавычки, но пишется со строчной буквы. Например:


Говоря о поэзии Пушкина, критик писал, что «в его стихах впервые сказалась
нам живая русская речь, впервые открылся нам русский мир».

Образец оформления
Двенадцатое декабря
Изложение
Забытые герои
Двенадцатое

декабря

Сочинение
Образ Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Сбились
мы.
В
поле
бес
Да
кружит
А.С. Пушкин. «Бесы».

Что
нас

делать
водит,
по

нам!
видно,
сторонам.

В современном русском языке в конце заголовка употребление точки не принято. Это
положение узаконено специальными пособиями и справочниками для корректоров и
редакторов; сошлемся хотя бы на последний такой по времени: «Точку в рубрике
(заголовке. – Б.Ш.), вынесенной в отдельную строку, опускают, за исключением
изданий для начинающих читать детей (напр., в букваре), чтобы не мешать
закреплению стереотипа, в конце предложения надо ставить точку... Остальные
[написано рукой автора: конечные] знаки препинания (многоточие, восклицательный,
вопросительный знаки) сохраняют» (Справочная книга редактора и корректора.
Составление и общая редакция А.Э. Мильчина. Изд. 2-е. М.: Книга, 1985. С. 24).
Дата
урока,
вид
работы,
место
работы
(классная/домашняя),
тема
сочинений/изложений являются заголовками (Д.Э. Розенталь. Справочник по русскому
языку: орфография и пунктуация).
В конце заголовков точка не ставится, независимо от их структуры (односоставное
номинативное предложение, двусоставное и т. д.):





Весна на полях
Подвиг в океане
Кино нашего детства
Они сражались за Родину

Точка ставится :
1. В сегментированных заголовках:





Кольца Сатурна. Какие они?
Два выходных. Как их лучше использовать?
Лесные десантники. Где их готовят?
Эстрада. Она всегда волнует

1. В парцеллированных заголовках:



Рекорды. Наши!
Удача. И какая!

1. Запятая в заголовках ставится на общих основаниях (то есть в случаях,
предусмотренных правилами ее постановки):


Город, в котором мы живем


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».