Я в мире, мир во мне 1-4

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
Режевской городской округ
(МБОУ СОШ № 13)

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на Педагогическом совете

Зам. директора по УВР

Директор МБОУ СОШ № 13

Протокол № 1

__________Н.Г. Пикина

____________А.Е. Копалов

от «30» августа 2023 г.

от «___» ___________ г.

Приказ № 85/01-10
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я В МИРЕ, МИР ВО МНЕ»
УРОВНЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(1-4 КЛАССЫ)

СОСТАВИТЕЛЬ

учитель начальных классов:
Запрудина Т.Н.

с. ЧЕРЕМИССКОЕ
2023 г.

Пояснительная записка.
Актуальность работы по данному направлению
Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих
глобальных изменений во всех сферах жизни предъявляют к человеку в новом веке качественно
иные требования. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности,
адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни и деятельности, человек должен
не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способен творчески изменить ее,
изменяясь при этом сам
Младший школьный возраст — оптимальный период наиболее активного обучения
социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов
разрешения социальных ситуаций.
Система классных часов даёт возможность активно использовать имеющийся у детей
личный опыт, способствует появлению новых занятий и интересов, позволяет учащимся активно
действовать и высказывать своё мнение, дискутировать с одноклассниками на различные темы,
позволяет накапливать опыт совместной внеклассной работы.
Цель программы
Создать условия для формирования и развития ребенка как личности с теми качествами,
которые необходимы ей для жизни в обществе.
Задачи программы
1. Приобщение к ведущим духовным ценностям своего народа, воспитание
гражданственности.
2. Обобщение моральных норм и правил поведения в обществе.
3. Поощрение инициативы и творческой деятельности.
4. Формирование объективной, адекватной самооценки.
5. Содействие выполнению правил здорового и безопасного образа жизни.
6. Развитие самосознания и самовоспитания.
7. Гармонизация отношений в коллективе класса, формирование общественного мнения.
8. Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде.
Формы и содержание работы
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. Данная
программа представляет возможность включить учащихся практически во все виды вне учебной
деятельности (в игровую и познавательную деятельность, в проблемно – ценностное общение, в
досугово – развлекательную деятельность, в творческую деятельность, в социально – значимую
и оздоровительную деятельность).
Материалы для проведения классных часов подбираются по следующим направлениям:
семья, дружба, здоровье, права и обязанности, познай себя, этикет, праздники, культура и
искусство, профессии, природа.
Особенности форм работы
Программа предполагает использование различных форм воспитательного воздействия:
- викторины, конкурсы;
- анкетирование;
- беседы, дискуссии;
- игры по станциям, ролевые игры;
- праздники;

- выставки;
- презентации;
- изготовление газет и журналов;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии (очные и заочные);
- КТД,
- тренинги,
- инсценирование.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 4 года (1-4 класс). 1 класс 33 занятия, 2 – 4 класс - 34
занятия в год (1 раз в неделю).
Продолжительность занятия зависит от возраста детей.
Педагогические принципы и подходы
1. Учёт возрастных особенностей детей, соблюдение принципа преемственности.
2. Соответствие воспитания жизни.
3. Активное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: семьи, школы,
ребёнка и т.д.
4. Принцип общественной направленности.
5. Принцип взаимодействия личности и коллектива.
6. Принцип культура сообразности воспитания.
7. Побуждение детей к активной самостоятельной деятельности.
8. Принцип диалогичности социального воспитания.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). Правила
поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий,
правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё
поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок,
фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи).
Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения
в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые
отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные
жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих
играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк,
признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
- Использовать в речи слова вежливости.
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать
высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
- Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни,
героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный,
отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
- Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
- Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника,
виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в
учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда.
Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного
отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от
неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда,
дежурства.
Универсальные учебные действия
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного
хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность,
опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и
жизненных ситуациях.
Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности
вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время
прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности
надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым,
доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и
«пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не
мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных
места.
Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть учащийся:
Личностные:
• принимает и выполняет правила школьной жизни;
• соблюдает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью
учителя и по образцу;
• проявляет познавательный интерес к трудовому процессу;
• ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей;
•знает о факторах, наносящих вред здоровью.
Регулятивные:
• принимает учебную задачу под руководством учителя;
• учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем и сверстниками;
• принимает элементарный план действий при работе в группе;
• определяет последовательность работы выполнения практического действия под
руководством учителя;
• составляет элементарный план действий при работе в группе;
• переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в
учебную;
• вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки
учителя, одноклассников с опорой на образец;
• вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки
учителя, одноклассников с опорой на образец;
• оценивает свою работу по совместно выбранным критериям в соответствии с образцом;
организовывает рабочее место;
• эмоционально рефлексирует свои действия;
• готовит необходимые инструменты для занятия ;удерживает организованное поведение
во время занятия.
Познавательные:
• отличает новое от уже известного под руководством учителя;
• устанавливает очевидные причинно – следственные связи под руководством учителя;
• владеет элементарными навыками чтения информации;
• сравнивает и группирует предметы и их образы, классифицирует по заданным
признакам, выделяет признаки, обобщает под руководством учителя;
• выполняет работу практического действия под руководством учителя;
• использует знаково-символические средства, в том числе владеет действием
моделирования;
• умеет выделять существенные признаки;

• способен к логическим действиям и операциям, включая приёмы решения простейших
задач;
• устанавливает последовательность основных событий в тексте;
• действует по аналогии;
• проводит сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
• вступает в диалог; умеет слушать и понимать речь других;
• соблюдает нормы речевого этикета;
• оказывает взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя,
принимает правила работы в паре;
• готов договариваться и приходить к общему мнению (под руководством учителя);
• умеет задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них;
• понимает, что у других людей есть своя точка зрения;
• умеет выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 2- 4 предложений).
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы:
Воспитательные
результаты
социально-творческой
деятельности
школьников
распределяются по трём уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни: об основах разработки
социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о
способах
организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска,
нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие
ценностных отношений к труду, Отечеству, другим людям; стремление к коллективной
творческой деятельности.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия): приобретение деятельности в социальном пространстве, опыта
волонтёрской (добровольческой) деятельности, опыта самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и
принятии на себя ответственности за других.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает,
контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный
классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы
воспитательной работы, а также в свою практику включает и новые формы работы с
ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации.
Количество форм бесконечно.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с
учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает
этнокультурные условия среды.
Дети являются главным звеном воспитательного процесса. Классный руководитель
должен создавать условия для саморазвития и самовоспитания каждого ребёнка. Он должен
помогать реализации ребенком своих психосоциальных потребностей, которые есть основа

мотивационной сферы человека. Чтобы ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел, стремился,
находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим!

Тематическое планирование.
1 год обучения (33 занятия)
№

Тема

Количество
часов

1

День знаний

1

2

«Мы помним тебя, Беслан! Они хотели жить!»

1

3

Поход в осенний лес. Техника безопасности в походе

1

4

ПДД. Безопасный маршрут. Места для игр

1

5

Я ученик! Правила поведения в школе. Знакомство с музеем

1

6

Мои права и обязанности

1

7

Час духовности. Голубь Мира

1

8

День учителя

1

9

Как вести себя на улице

1

10

Путешествие в страну «Волшебных слов»

1

11

«Всем на свете ясно, что шалить с огнём опасно!»

1

12

Обязанность и ответственность обучающихся. Соблюдение правил ПДД
и ППБ на каникулах

1

13

Посвящение в первоклассники

1

14

Книга – твой друг и учитель. Экскурсия в библиотеку. ПДД. Опасности,
подстерегающие нас на улицах и дорогах

1

15

День Матери.

1

16

День Неизвестного солдата. Музей

1

17

День Героев Отечества. Поступки свои и других

1

18

День Конституции. Символы России

1

19

Соблюдение правил ПДД и ППБ на каникулах. Правила для пешеходов

1

20

Вредные привычки. «Мы за здоровый образ жизни!»

1

21

Новогодний карнавал

1

22

30 лет вывода войск из Афганистана (библиотека)

1

23

Урок мужества «Защитники кто они?» Поздравление для мальчиков

1

24

Смотр строя и песни

1

25

Конкурсная программа к 8 Марта

1

26

Праздник «Спасибо, Азбука!» Соблюдение правил ПДД и ППБ на
каникулах

1

27

«Путешествие в космос» Игра.

1

28

Конкурс патриотической песни «Мы дети твои, Россия!» «Детям планеты

1

мир без слёз и тревог!»
29

Урок мужества. «Этот День Победы!» Митинг

1

30

Правила для велосипедистов. Правила поведения на воде.

1

31

«Прощай, 1 класс!». Праздник

1

32

«Здравствуй, лето красное – лето безопасное!»(Инструктаж на каникулы)

1

33

Вечер чести

1

2 год обучения (34 занятия)
№

Тема

Количество
часов

1

День знаний

1

2

И не забыть тех дней ужасных… Беслан! Мы помним и скорбим.

1

3

Занятие по ПДД. Безопасный маршрут

1

4

Как нужно вести себя в школе
Я ученик.

1

5

Урок мужества в рамках акции «Вахта героев». Дети войны

1

6

День здоровья

1

7

День духовной солидарности. Голубь мира

1

8

«И снова в моём крае – осень золотая!»

1

9

День гражданской обороны

1

10

Осенний бал

1

11

Опасности зимой

1

12

Праздник первой оценки

1

13

Трудом красен и славен человек

1

14

«С детства дружбой дорожить учат в школе»

1

15

«Осторожно, огонь!» - урок безопасности

1

16

«Без коррупции с детства!»

1

17

«Батюшка Наума наведи меня на ум» (Обучение крестьянских детей в
с. Черемисском)(музей)

1

18

Из истории новогодней игрушки(музей)

1

19

Инструктаж на каникулы по правилам электробезопасности, ПДД и
ППБ

1

20

Новогодний карнавал

1

21

«Что такое хорошо и что такое плохо»

1

22

«Все профессии нужны, все профессии важны» - устный журнал

1

23

День защитника Отечества

1

24

8 марта

1

25

«Масленица идёт – блины несёт»

1

26

«День космонавтики»

1

27

Этот День Победы!

1

28

9 мая – День Победы. Митинг

1

29

Правила дорожного движения

1

30

«Детям планеты мир без слёз и тревог»

1

31

«Они сражались за Родину» - устный журнал

1

32

«Вредные привычки»

1

33

«Обо всём на свете» Инструктаж на каникулы по правилам
электробезопасности, ПДД и ППБ

1

34

Вечер чести

1

3 год обучения (34 занятия)
№

Тема

Количество
часов

1

Урок памяти. «75 лет Великой Победе!». Как защитить себя от
короновируса.

1

2

Терроризм – угроза обществу. Урок памяти. «Боль и слёзы Беслана»

1

3

Беседа о правилах дорожного движения. Безопасный маршрут. Места
для игр.

1

4

Выставка. «И снова в моём крае пора золотая»

1

5

Урок доброты «Кто такие добрые и злые люди»

1

6

Улица полна неожиданностей. Как правильно переходить дорогу. Как
вести себя на улице?

1

7

500 лет Тульскому Кремлю.

1

8

Инструктаж на каникулы по правилам электробезопасности, ПДД и
ППБ

1

9

День народного единства.

1

10

«Здоровым быть модно!» Беседа.

1

11

День Матери

1

12

Беседа «Трудом красив и славен человек». Выставка творческих работ
«Это сделали мы сами».

1

13

Международный день толерантности.

1

14

Беседа «Закон и дети».

1

15

Мы за здоровый образ жизни. «Наркотики – это смерть!»

1

16

Инструктаж на каникулы по правилам электробезопасности, ПДД и
ППБ. Новогодний карнавал.

1

17

Беседа «Этикет или просто хорошие манеры».

1

18

День воинской славы России. День снятия блокады Ленинграда.

1

19

Акция «Покормите птиц зимой!»

1

20

Азбука дорожной безопасности «Что вокруг нас может быть опасным?»
Правила поведения на водоёмах в зимний период.

1

21

Беседа «Опасные и безопасные ситуации».«Береги глаз, как алмаз»

1

22

Конкурс рисунков по пожарной безопасности

1

23

Смотр строя и песни

24

Квест «Посвящение в богатыри»

1

25

О праздновании Дня Святого Валентина. Какая опасность нас
подстерегает? Осторожно, гололёд!

1

26

Конкурсная программа «Мы ищем Золушку!»

1

27

Инструктаж на каникулы по правилам электробезопасности, ПДД и
ППБ. Паводковый период, заброшенные здания, гололёд

1

28

Правонарушения и ответственность за них.

1

29

«Наш старт» Викторина о космонавтах.

1

30

Профилактика простудных заболеваний.

1

31

Дети войны. Они сражались за Родину. Просмотр видеофильма

1

32

Урок мужества «Пусть поколения помнят!»

1

33

Урок мужества «Этот День Победы!». Митинг

1

34

Инструктаж на каникулы по правилам электробезопасности, ПДД и
ППБ. Вечер чести

1

4 год обучения (34 занятия)
№

Тема

1

День знаний. Урок науки и технологии.

2

Терроризм – угроза обществу. Урок памяти «Мы помним тебя, Беслан!»

3

ПДД Игра « Зелёный огонёк». Безопасный путь домой(Беседа с
сотрудниками ГИБДД

4

О трудолюбии. Час общения.

5

«Путешествие в сказку». Игра

6

Праздничный выпуск газеты. День учителя

7

Быть добрым и человечным. Диспут.

8

Инструктаж на каникулы по правилам электробезопасности, ПДД и ППБ

9

День народного единства. Беседа.

Количество
часов

10

Урок нравственности «Любовь к близким»

11

День Матери. Конкурс стихов

12

«Все профессии важны, все профессии нужны!». Беседа

13

«Изучая правила движения, к Нюше мы идем на День рождения». Игра

14

Спиридон – солнцеворот. От Спиридона солнце на лето, зима на мороз.
(музей)

15

Инструктаж на каникулы по правилам электробезопасности, ПДД и ППБ

16

Новогодний карнавал

17

Вредные привычки. Практикум.

18

ПДД. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Правила перехода
железной дороги

19

«В царстве вежливости и доброты». Игра.

20

«Здоровье сгубить, новое не купить!»Беседа.

21

Славим Защитников Отечества. Конкурс рисунков «Мой папа – солдат!»

22

Конкурсная программа для мальчиков

23

«Влюблённые в профессию». Беседа.

24

Поздравление для мам. Конкурс «Мамины помощницы».

25

Инструктаж на каникулы по правилам электробезопасности, ПДД и ППБ

26

Игровая программа «Полёт в космос»

27

ПДД. Правила поведения на транспорте. Паводковый период(сход снега с
крыш)

28

«Маленькие герои большой войны» (музей)

29

Конкурс патриотической песни «Мы дети твои, Россия!»

30

Урок мужества «Этот День Победы!»

31

Митинг

32

ПДД. Правила езды на велосипеде. Правила поведения на воде

33

Техника поведения учащихся – инструктаж на летние каникулы

34

Вечер чести. «Прощай, начальная школа»»

Литература
1. Классные часы в 1, 2, 3, 4 классах /авт.- сост.: Т..Н. Максимова Москва. ВАКО, , 2013 2017
2. Л. В. Мищенкова. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», 1, 2,
3, 4 классы. Москва. Изд. РОСТ, 2013, 2014


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».