Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» с. Черемисское, 2023 Пояснительная записка 1.1.Содержательные основы Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России. 1.2. Актуальность программы «Орлята России» Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию сучётом всех вызовов современного мира. В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий, заложенныхв Программе. 1.3.Тезаурус основных понятий программы «Орлята России» Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте Программы рассматривается как творчески-преобразовательное отношение социального субъекта к окружающей его социальной и природной среде, проявление возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом; развитие социальной активности отражает превращение личности из объекта в субъект общественных отношений. Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для само- определения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также формирование организаторских способностей (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.). Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими, запоминающимися событиями, которые были бы привлекательны для детей и обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом (Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник / Под ред. Н.Л. Селивановой. – Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена (Ковалёва А.Г. Педагогика «Орлёнка» в терминах и понятиях: уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко,И.В. Романец, А.М. Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192 с.). Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений (Степанов П.В. Современнаятеория воспитания: словарь-справочник / Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С. 47). Ценностные основания, заложенные в Программе: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье. Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В группе из 4–5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие проблемы, делится впечатлениями (И.В. Иванченко. Как рождается микрогруппа: методическое пособие / И В. Иван- ченко, учебно-методический центр ВДЦ «Орлёнок», 2017. – 80 с.). В коллективе класса микрогруппы формируются с целью чередования творческих поручений. 1.4.Ценностные основания программы «Орлята России» Примерная рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание. Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание, и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны. Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, под- держки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей. Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому. Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияния людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы. Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании. Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности. Главным принципом участия в Программе должно стать: всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе – радости и удачи, вместе – активное действие и увлекательное приключение! Методологической основой Программы является воспитание в коллективно-творческой деятельности, автор которой, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович Иванов, считал, что самый педагогически эффективный коллектив – это единое содружество взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность – та, что создаётся и развивается самими воспитанниками, вовлечёнными в процессжизнетворчества. 2.1. Построение курса внеурочной деятельности для 2–3–4-х классов Реализация программы «Орлята России» для детей со 2-го по 4-й класс начинается с первойчетверти учебного года. Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают «свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми установками для сохранения смыслов Программы. В зависимости от того, являлся ли уже класс участником программы «Орлята России» в предыдущем учебном году или только вступает в Программу, учитель выбирает тот вводный орлятский урок, который ему необходим. Представленные уроки различаются не по возрасту и классам,а по стажу пребывания детей в Программе. Предлагаемые даты проведения треков обозначены без учёта разницы в регионах сроков школьных каникул. Деление учебного года представлено четвертями, а не семестрами/триместрами. Четверть Деятельность Даты Комментарии 1 2 3 4 сентябрь Основными задачами являются старт Программы для детей и эмоциональный настрой класса на участие в Программе. Вводный орлятский урок для детей первого года участия в Программе I четверть Вводный орлятский урок для детей второго года участия в Программе «Орлёнок – Лидер» Реализация Программы начинается с данного трека, который позволяет актуализировать/приобрести опыт совместной деятельности в коллективе, что необходимо в начале учебоктябрь ного года. Также занятия трека позволят выявить первичную оценку уровня сплочённости класса и лидеров для дальнейшего формирования микрогрупп. Каникулы с 30 октября по 7 ноября «Орлёнок – Эрудит» Вторая четверть отличается высокой мотивацией у детей на учебную деятельность. В этот временной промежуток в шконоябрь лах проходят различные олимпиады. В рамках трека происходит знакомство ребёнка с разными способами получения информации. «Орлёнок – Мастер» Данный трек проходит в два этапа: 1-й – подготовка новогоднего спектакля/номера/концерта; декабрь 2-й – знакомство с мастерами своего дела и лучшими мастерами региона/страны. II четверть Каникулы с 25 декабря по 8 января Игра для подведения промежуточных итогов участия в Программе Игра по итогам 3 треков: «Орлёнок – Лидер», «Орлёнок – Эрудит», «Орлёнок – Мастер». Игру учитель проводит январь самостоятельно, используя предоставленные методические рекомендации. «Орлёнок – Доброволец» Тематика трека актуальна круглый год, поэтому учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей январь и истории добровольческого/волонтерского/тимуровского движения в любое время учебного года. февраль Учитывая разницу в погодных условиях, предлагается трек провести в данное время: в большинстве школ проходят различные соревнования, посвященные 23 Февраля и пр. В том числе в соответствии с возрастом можно провести Весёлые старты, «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие соревнования, чтобы минимизировать воздействие гиподинамического кризиса середины учебного года. март Несмотря на большую разницу в климате регионов страны, весна – наиболее благоприятный период для реализации трека. Погодные условия позволяют уже часть мероприятий трека проводить за пределами здания школы. III четверть «Орлёнок – Спортсмен» «Орлёнок – Эколог» 11 2 3 4 Каникулы с 26 марта по 2 апреля «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» В логике Программы важно, чтобы все треки прошли до трека «Орлёнок – Хранитель исторической памяти», так как он является треком, подводящим итоги участия в учебном году. апрель Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году В УМК – использование игровых методов диагностики результатов. Основными результатами, которые нам необходимо оценить, станут: - личностное развитие ребёнка (изменение его позиции от «наблюдателя» до «активного участника»); - сформированность класса как коллектива; - уровень принятия/осознания ценностей, заложенных в Программе. IV четверть май 2.2. Логика построения треков Класс Реализация трека Подготовка к участию в Программе 1-й класс 4 игровых занятия 1-е занятие Орлятский урок Погружение в тематику трека (работа с понятиями, качествами – 1-й класс – устно) Класс 2-й класс Орлятский урок Орлятский урок 3–5-е занятия Занятия/мастер-классы, участие в которых поможет детям выработать идею для КТД Встречи с интересными людьми по тематике трека. Подведение итогов, опорные схемы, анализ, награждение. Диагностика. *Готовится педагогом по предложенным рекомендациям с учётом регионального компонента. Реализация трека 1-е занятие 2-е занятие Введение в тематику трека, погружение. Работа с понятиями, определениями. 2-й класс (работа с понятиями, качествами с привлечением словарей, справочной литературы) Закрепление понятий трека. Дела и события, которые проводит учитель Класс 3–4-е классы 2-е занятие 3–6-е занятия 7–9-е занятия Дела и события с элементами КТД Встречи с интересными людьми по тематике трека. Подведение итогов, опорные схемы, анализ1, награждение. Диагностика Реализация трека 1-е занятие 2–4-е занятия Погружение в тематику трека (работа с понятиями, качествами) Занятия/мастер-классы, участие в которых поможет детям выработать идею для КТД 5-е занятие 6-е занятие 7–9-е занятия Подготовка КТД Реализация КТД (для себя, параллельного класса, родителей, младших классов) Встреча с интересным человеком по тематике трека. Подведение итогов, опорные схемы, анализ, награждение. Диагностика 3.3. Содержание курса внеурочной деятельности для 3–4-х классов Трек «Орлёнок – Лидер» – 9 занятий Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений. № Тема Содержание темы Виды деятельности Формы организации занятий 1 2 3 4 5 «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «лидер»: лексическая работа – значения нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Игра на командообразование. Анализируем. Что получилось? Что не получилось? Кто выступил в роли лидера? Работаем в группах с конструктором «Лидер», собираем качества лидера в виде опорной схемы. Игра на командообразование. Анализ игры по конструктору «Лидер». Какие качества присущи лидеру? Что ещё необходимо лидеру? *Работа с конструктором. Подведение итогов: конструктор «Лидер» (собираем качества лидера как опорную схему). 1 1 2 2 «Я могу быть лидером!» 3 Повторение конструктора «Лидер». Работа в группах: назвать 1–3 известных лидеров нашей страны. Почему их можно считать лидерами? Какими качествами они обладают? Если появляются новые качества, которых не было раньше в конструкторе «Лидер», то конструктор дополняем. А кто может быть лидером? Лидером может быть каждый, и я могу! Тренинг на выявление лидера в команде (с чек-листами, где дети после каждого упражнения записывают, кто, по их мнению, был лидером). Тренинг должен содержать упражнения художественно-эстетического содержания, интеллектуального, спортивного и т.п. *Работа с конструктором “Лидер”, подведение итогов. Видео от учителя «Интервью с лидером». Ответ на вопрос: какие качества помогли мне стать лидером? Обсуждаем. Где может проявить себя, раскрыться лидер? Во всех ли ситуациях я могу быть лидером? В конструктор заносим опорную схему «Я могу быть лидером». Познавательная, игровая. Взаимодействие– групповое. 4 Игра на командообразование. Динамические паузы. 5 Беседа. Познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое. Тренинг на выявление лидера в команде. Видео «Интервью с лидером». Динамические паузы. 3 4 5 1 6 «В команде рождается лидер» Возвращаемся к конструктору «Лидер», где учитель заранее добавляет много новых качеств лидера, как положительных, так и отрицательных. Обсуждаем. Убираем лишнее. Чтобы обладать этими качествами, что необходимо мне лично сделать? Обсуждаем в группах. Обсуждаем положительные и отрицательные стороны лидерства. Введение ЧТП и развитие умения работать в команде. Что такое ЧТП (чередование творческих поручений)? Какие могут быть поручения? Как их можно выполнять?) Делимся на команды. Оформляем наглядно. Тренинг – пробуем выполнить здесь и сейчас ЧТП. Дети получают первый опыт работы, за которую они ответственны. Дополняем конструктор «Лидер» – ответственность за порученное дело, умение держать цель. *Работа с конструктором. Общее подведение итогов. Что получилось? Какие трудности встретили? Как стать лидером? Формулируем шаги к лидерству, дополняем их в конструктор. Выход детей с родителями, наставниками и классным руководителем на «выходной» с целью сплочения коллектива класса, родителей и наставников. Обязательно привлечение наставников-старшеклассников, которые помогают в организации испытаний. Предполагается, что эти испытания раскроют лидер«КЛАССские качества в учениках. Дети учатся преодолевать ный высебя, свои страхи, учатся ставить цели. ходной» Мини-анализ совместно с родителями, наставниками и детьми после верёвочного курса по конструктору «Лидер». Дети учатся объективно оценивать себя, свои силы и возможности. Анализируют, что получилось и почему? Что не получилось и почему? Чего не хватило для того, чтобы было лучше? По методике КТД работаем над созданием общего «От идеи дела для других ребят (для 1–2-х классов, в параллели, – к делу!» для родителей и пр.) 2 КТД «Вместе мы сможем всё!» 3 Готовимся, проводим и анализируем (6 этапов коллективно-творческого дела по И.П. Иванову) 7, 8 «Встреча с тем, кто Гость рассказывает, как важно быть ответственным перед людьми, что помогает ему быть лидером, вести умеет вести за за собой. собой» 9 «Мы дружный класс!» Смотрят фото/видео, как проходил трек. Подводят итоги, обращаясь к конструктору «Лидер». Каждая группа (по ЧТП) придумывает, готовит и показывает для ребят сюрприз. Вывод: мы дружный класс! Итоговая социометрия. Познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое. Познавательная, игровая, досуговоразвлекательная. Взаимодействие – групповое. Познавательная, игровая, досуговоразвлекательная. Беседа. Тренинг. Динамические паузы. Верёвочный курс КТД Взаимодействие – групповое. 4 Познавательная, игровая, досуговоразвлекательная. 5 КТД Взаимодействие – групповое. Познавательная, проблемно-ценностное общение. Встреча с интересными людьми. Взаимодействие – парное. Динамические паузы. Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. Подведение итогов. Трек «Орлёнок – Эрудит» – 9 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт-копилка Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. В этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе. № Тема Содержание темы Виды деятельности Формы организации занятий 1 2 3 4 5 «Кто такой эрудит?» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием (повторения понятия) «эрудит»: лексическая работа, значения нового слова – подобрать из предложенных вариантов определений наиболее точное и понятное самим ребятам. * Работа с символом трека – конвертом-копилкой: работаем, вкладываем понятие «эрудит», рисуем словесный портрет эрудита. Учимся работать в группах. Кто они, самые известные эрудиты России? Игра «Лото» – соединить ФИ и портрет известного россиянина. В чем заключался его талант, открытия и пр.? Ломоносов М., Д. Менделеев, Н. Лобачевский, В. Вернадский, Л. Ландау, И. Павлов. Назвать качества, которые помогут стать эрудитом. Интеллектуальная игра «Вопрос от эрудита» – вопросы должны быть связаны с «Лото». *Работа с конвертом-копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Подведение итогов: кто сегодня показал себя как эрудит? 2 3 1 1 2 «Я эрудит, а это значит…» Повторяем интеллектуальные секреты эрудита – смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлечённость, изобретательность, коммуникабельность, эрудиция. Как их приобрести? (Чтение, учеба, образование). Способы решения интеллектуальных задач – интеллект, логика, дедукция, интуиция. Учимся работать в парах: игра «Интеллектуальный кроссворд» с применением различных способов решения. *Работа с конвертом-копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Сложно ли быть эрудитом? Что для этого надо? Качества вкладываем в конверт-копилку эрудита. Опорную схему, начатую в 1–2-х классах, дополняем и вкладываем в конверт-копилку эрудита. Познавательная, игровая, проблемноценностное. Взаимодействие: групповое. 4 Познавательная, игровая, проблемноценностное. Взаимодействие – групповое. Игра «Лото». Интеллектуальная игра «Вопрос от эрудита». 5 Игра «Интеллектуальный кроссворд» 3 4 «Игра – это полезно и интересно» Методы активизации мозговой деятельности: упражнения на развитие логики, смекалки, задачи для интеллектуальной разминки. Учимся работать в группах и подбирать вопросы по теме игры. Выдвигаем способы запоминать, думать, узнавать… Игра «Эврика» – освоение способов запоминания и поиска информации, составления вопросов по интеллектуальным знаниям. - 1-й этап игры: каждая группа детей подбирает вопрос учителю из доступных источников, учитель демонстрирует обучающимся, как он ищет ответ на вопрос, и отвечает ребятам. - 2-й этап игры: учитель задаёт ребятам вопросы, они ищут ответ и отвечают. - 3-й этап: дети задают вопрос друг другу. *Работа с символом трека – конвертом-копилкой эрудита. Определяем значимость совместной работы. Способы запоминания вкладываем в конверт-копилку. «Эрудит – это широкий кругозор» Презентация «10 великих изобретений русских учёных»: как ученые расширяют свои знания. Как я сам могу пополнить свои знания? Что для этого нужно сделать? Знакомство с детской литературой, журналами, интернет-ресурсами, где можно найти знания. Заполняем по группам круг Знаний. Он поможет педагогу выявить интеллектуальные интересы детей. *Работа с конвертом-копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Вкладываем в конверт-копилку. В конце года анализируем – что узнали и т. п. Учимся выдвигать идеи и планировать: для кого можно провести интеллектуальную игру, группа должна предложить идею по проведению интеллектуальной игры для ребят 1–2-х классов. Обсуждаем идеи. Синтезируем все идеи в одну. Определяем план действий по подготовке. Распределяем обязанности. *Работа с конвертом-копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Подводим итоги. Как сработали? Результат вкладываем в конверт-копилку. 5 «Твори! Выдумывай! Пробуй!» Вспоминаем 4-е занятие, составляем план, что делали, решали, для кого будем проводить, придумывали, обсуждали, планировали, распределяли. Готовим вопросы, оформление и т.д. Пробуем провести в своём классе. Анализируем. Вывод: КТД (вводится это понятие для ребят) – это… Дополняем план этапами подготовки и проведения КТД. В дальнейших треках пользуемся этим планом. 6 КТД «Играй, учись и узнавай» Повторяют этапы КТД на практике. Заполняем таблицу с проектированием нового КТД, его подготовкой, проведением, анализом. Проводим КТД для ребят 1–2-х классов. *Работа с конвертом-копилкой эрудита. В конверт-копилку вкладываем свои впечатления. 1 7, 8 2 3 Встреча с эрудитом «Хотим всё знать» Данное занятие отводится для очной встречи с личностью, которая воплощает в себе успех в рамках изучаемого трека. Приглашенный гость может быть известен на городском, региональном, всероссийском уровне. Приглашаем с учётом того, что он интересен детям данного возраста. *Работа с конвертом-копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Дополняем конверт-копилку своими впечатлениями о встрече. Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое. Познавательная, игровая, проблемноценностное. Взаимодействие – групповое. Социальное творчество. Взаимодействие: групповое. Игра «Эврика». Презентация «10 великих изобретений русских учёных». Круг Знаний. Работа в группах Социальное творчество. Взаимодействие – групповое. КТД 4 5 Познавательная, проблемно-ценностное общение. Встреча с интересными людьми. Взаимодействие – парное. Динамические паузы. Итоги трека «На старте новых открытий» 9 Смотрят фото/видео, как проходил трек. *Работа с символом трека – конвертом-копилкой эрудита. Открывают конверт-копилку, анализируют результат, совместно составляют опорную схему и размещают в классном уголке. Работа в парах: придумать и проиграть с ребятами конкурс/вопрос на эрудицию. Награждение и поощрение лучших ребят. Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. Подведение итогов. Трек «Орлёнок – Мастер» – 9 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка мастера В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). № Тема Содержание темы Виды деятельности Формы организации занятий 1 2 3 4 5 «Мастер – это…» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «мастер»: лексическая работа – значения нового слова. Работа по группам. Задание: приведите из своей жизни примеры мастеров своего дела, ребята рассказывают друг другу («Моя мама – мастер своего дела. Она ...»). Блиц-высказывания ребят: «Я узнал, что у Никиты мама – повар. Она мастер готовить салаты»…). Пробуем себя в роли мастера. Что может делать мастер? Хотите попробовать себя в роли мастера? Обсуждаем, придумываем, делаем коллективную творческую работу (возможные варианты: оригами, аппликация, нарисованная картина, раскрашивание и др.). Главная идея – ребята сами используют и показывают техники изготовления, которые им известны. Подводим итоги. Кто такой мастер? Кто может быть мастером? Какими мы были мастерами? Как мастер создаёт свою работу – «придумывает, делает/создаёт, показывает и радует других». *Работа с символом трека – шкатулкой мастера. Сохраняем в шкатулке мастера определение, как мастер создает свою работу. В конце занятия учитель знакомит ребят со своим мастерством (я тоже мастер – рисовать, петь, делать ремонт…). 1 1 2 3 Познавательная, досугово-развлекательная, художественное творчество, проблемно-ценностное общение. Блицвысказывания Взаимодействие – групповое. 4 5 2 3 4 5 1 «Россия мастеровая» Презентация учителя о 10 самых известных мастерах родного края, России. Учимся придумывать. Кто из вас хочет быть мастером? Какие этапы проходит мастер, чтобы показать людям своё произведение (обращаемся к шкатулке мастера). Учимся работать в группах. Разбивка на микрогруппы по 5 человек. Притча о мастерах (в методических рекомендациях) – обсуждаем, делаем вывод. КТД «Россия мастеровая» - 1-й вариант: может быть в форме лото – город России на карте, чем славится, чему можем научиться – каждая группа готовит сообщение. Коллективная карта страны. - 2-й вариант: каждая команда получает конверт с заданием, в котором – один из народных промыслов России. Необходимо распределиться в группе на пары и выполнить задание. Потом собраться вместе и подготовить рассказ о промысле. Презентовать другим группам. Задания: раскрасить правильно, подготовить сообщение по вопросам об истории промысла, рассказать выразительно стихотворение об этом промысле. Вывод: в России много мастеров своего дела, и мы можем тоже стать мастерами. *Работа с символом трека – шкатулкой мастера: выводы о важности работы вместе, на общее дело, помогать друг другу. «Город мастеров» Игра по станциям «Город мастеров» с использованием различных направлений деятельности, одной из станций должно стать знакомство с пословицами о мастерах. *Работа с символом трека – шкатулкой мастера. Подведение итогов: в шкатулку вкладываем пословицы и свои впечатления «Рейтинг популярности». «В гости к мастерам» - 1-й вариант: идём на экскурсию к мастерам (знакомимся с профессиональными мастерами, это может быть театр, музей, библиотека, Дворец творчества и пр.). - 2-й вариант: родители/наставники демонстрируют своё мастерство ребятам. - 3-й вариант: мастер-класс от учителя «Делай как я, делай лучше меня!». На данном занятии ученикам можно предложить участие в мастер-классах по развитию актёрских способностей, для развития мимики, речи, по постановке голоса, угадыванию эмоций и пониманию друг друга посредством игры «Крокодил». *Работа с символом трека – шкатулкой мастера. Какие профессии мастеров узнали за это время? «От идеи – к делу» Учимся работать в группах, проектировать, идти к совместному результату, реализовывать. Работаем по этапам КТД. Предложите своё дело, которое покажет, что мы тоже можем быть мастерами. Работа по группам. Выдвижение идей. Выбор самой интересной и т.п. Тренинг «Мы мастера» – мы мастера петь, мы мастера танцевать (общий танец) и пр. Видеосюжеты, записанные мастерами своего дела, чтобы детям было удобнее выполнять задания. *Работа с символом трека – шкатулкой мастера. В шкатулку вкладываем итоги дела – исходя из анализа КТД, можно снять видео с впечатлениями ребят. 2 3 Познавательная, досугово-развлекательная, художественное творчество, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое. Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. 4 Презентация учителя о 10 самых известных мастерах родного края, России. КТД «Россия мастеровая». Игра по станциям «Город мастеров» Экскурсия/ мастер-класс Тренинг «Мы мастера» 5 6 7, 8 9 КТД «Мастер своего дела» Реализуем в классе для себя или для ребят 1–2-х классов (необходимо прописать для учителей, как это сделать). Данное занятие отводится для очной встречи с личностью, которая является мастером своего дела! «Мастер – Приглашенная персона может быть известной на гоэто звучит родском, региональном, всероссийском уровне – по гордо!» возможностям школы и фантазии учителя. С учётом того, что приглашаемая персона интересна детям данного возраста. «Путь в мастерство» – подводим итоги Смотрят фото/видео, как проходил трек. Открывают шкатулку мастера, анализируют результат, совместно составляют опорную схему и размещают в классном орлятском уголке. Награждение и поощрение ребят. Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – парное. Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. КТД Встреча с интересными людьми Динамические паузы Подведение итогов Трек «Орлёнок – Доброволец» – 9 занятий Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года. № Тема Содержание темы Виды деятельности Формы организации занятий 1 2 3 4 5 1 «От слова – к делу» Введение в тему. Мотивация, целеполагание. Знакомство с понятиями «добро», «доброволец», «волонтёр», «добровольчество»: лексическая работа – значение новых слов1. Почему люди хотят помогать? Смотрим и обсуждаем мультфильм «Рука помощи» – обсуждение (что происходит с сердцем мальчика, какими качествами должен обладать волонтёр) – рисование словесного портрета волонтёра. Символ волонтёрства – приподнятая рука с раскрытой ладонью и сердцем. *Работа с символом трека «Орлёнок – Доброволец». Создаем символ волонтёрства (дети обводят свою ладонь и рисуют своё доброе сердце, все ладошки соединяют в Круг Добра «Классный круг добра») – с этим символом работаем на следующих занятиях. Коллективное обсуждение. Какие добрые дела совершают волонтёры для других людей? Подведение итогов: слайд-презентация от учителя с комментариями детей «Как волонтёры помогают?» Познавательная, проблемно-ценностное общение. Просмотр мультфильма «Рука помощи». Взаимодействие – групповое. Динамические паузы. 3 4 1 2 5 Для целостного понимания этих понятий и для формирования потребности делать добрые дела необходимо продолжить работу на литературном чтении, окружающем мире, в рамках регионального компонента и обязательно других в треках программы. 1 2 3 4 1 1 «Спешить на помощь безвозмездно!» КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» 2 Волонтёрское движение в России. Где помогают волонтёры и почему всем это важно?1 Почему люди говорят волонтёрам спасибо? Виды волонтёрства. Работа по группам: 1. Решение кейса «Как поступить в данной ситуации и что попросить в награду?» Вывод – настоящее волонтерство безвозмездно, это – для других… *Работа с символом трека: дополняем «Классный круг добра» – безвозмездно, для других. 2. Что лично я могу сделать для других? Составление списка добрых дел. *Работаем с символом трека: фиксируем перечень в Круге Добра. Рассказ учителя о самых известных волонтёрах России (презентация). Познавательная, проблемно-ценностное общение. Список добрых дел. Выбираем «Создай хорошее настроение». Обсуждаем. Как можно создать хорошее настроение другим? Придумываем. Делимся на группы. КТД «Создай людям хорошее настроение» (через создание плаката-сюрприза, творческое выступление, сюрприз-открытку, организацию игры или веселой фотосессии и т.д.). Мини-тренинг. Сюрприз от учителя. Учитель показывает ребятам, как можно и себе поднять настроение. Флешмоб «Хорошее настроение». *Работа с символом трека: дополняем «Классный круг добра» – дарим радость другим. Познавательная, проблемно-ценностное общение. КТД «Создай людям хорошее настроение». Взаимодействие – групповое. Мини-тренинг. Демонстрация детьми результатов КТД «Создай хорошее настроение». Совместное обсуждение с родителями и детьми. Как делать добро для бабушек и дедушек (для родных, соседей)? Что значит быть добрым рядом с ними? Рассказ учителя о Фонде «Старость в радость». Совместная поздравительная открытка для старшего поколения2. *Работа с символом трека: дополняем «Классный круг добра»: проявляй доброту… Учитель рассказывает родителям и детям об акции «Коробка храбрости»3, о том, что необходима будет их помощь. Обсуждаем и дополняем Круг Добра вместе с родителями. «Коробку храбрости» оформляем и делаем на уроке «Технологии». Реализуем придуманные идеи. *Работа с символом трека: дополняют «Классный круг добра». Познавательная, проблемно-ценностное общение. 3 4 Взаимодействие – групповое. Работа по группам. Решение кейса «Как поступить в данной ситуации и что попросить в награду». Динамические паузы. Флешмоб «Хорошее настроение». Динамические паузы. Взаимодействие – парное. КТД «Создай хорошее настроение». Беседа. Акции «Коробка храбрости» Динамические паузы. 5 Мультфильм о волонтёрах: https://www.youtube.com/watch?v=hr2rCo2tpmA Фонд «Старость в радость». Как поздравить через фонд? Написать, что вы хотите поздравлять бабушек и дедушек от- крытками; указать, какое количество открыток и в каком месяце вы можете отправить или же с каким праздником хотите поздравлять. Координаторы вышлют вам адреса и имена для поздравлений. Перед этим ознакомьтесь с рекомендациями,как поздравлять. 2 3 Необходима помощь родителей. https://podari-zhizn.ru/ru/give-help/pomoch-po-drugomu/korobka-hrabrosti 5 6 Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД «Подари улыбку миру!» Привлечение к проведению КТД советников, наставников-подростков: показывают примеры флешмобов. Напоминаем этапы подготовки КТД и по ним проектируем и организуем. Репетируем. Встречаемся с творческими группами других классов, договариваемся, организуем. Встречаемся с администрацией школы – договариваемся о месте, времени и др. Познавательная, проблемноценностное общение, художественное и социальное творчество. Непосредственно проводим запланированное и уже разработанное с детьми коллективно-творческое дело. Совместно анализируем. *Работа с символом трека: дополняем Круг Добра своими впечатлениями, фотографиями и пр. Познавательная, проблемноценностное общение, художественное и социальное творчество. КТД «Флешмоб» Взаимодействие – групповое. КТД «Флешмоб» Взаимодействие – групповое. 7, 8 «Доброволец – это доброе сердце» Встреча с гостем, который достиг успехов в области добровольчества. Дополняют «Классный круг добра» новой информацией, которую, возможно, узнали от гостя. Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое. 9 «Портрет добровольца» *Работа с символом трека: коллективная работа «Классный круг добра». Дополняем качествами добровольца, выбирая из предложенного учителем перечня (милосердный, злой, отзывчивый, вредный), или составляют свой перечень качеств. Дополняем делами, которые ещё можем сделать. Данные дела могут быть организованы в треке «Орленок – Эколог» или в других треках. На ладошках, которые дети изготовили самостоятельно на предыдущих занятиях, дописывают, продолжая фразу «Быть добрым и заботиться о других – это …». Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие - групповое. Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Беседа. Динамические паузы. Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 9 занятий Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. № Тема Содержание темы Виды деятельности Формы организации занятий 1 2 3 4 5 1 2 3 1 Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «спортсмен»: лексическая работа – значение нового слова. Что такое здоровый образ жизни? Из чего он складывается? Что необходимо обязательно делать, если хотим долго оставаться здоровыми? Создаем визуальный образ «Орлёнка – Спортсмена»1, дописывая к нему ответы детей. В ходе разговора учитель обращает внимание на слова детей о важности зарядки. КТД «Зарядка2»: «Движение 1. Придумываем 1-2 упражнения для зарядки (одна груп– жизнь!» па – утреннюю, вторая – в школе на перемене, третья – если устал делать уроки дома, четвертая группа – …). 2. Составляем комплекс зарядки для дома. Оформляем придуманное, и дети забирают домой перечень упражнений. Введение в ЧТП: проведение утренней/дневной/на большой перемене зарядки для всего класса. *Работа с символом трека «Орлёнок – Спортсмен» – чек-листом: размещение 1-го пункта в чек-листе – «Я сделал(а) зарядку». «Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими спортсменами» Вспоминаем и повторяем зарядку, делимся впечатлениями о том, как дома выполняем зарядку. Определяем основы ЗОЖ3: работаем по группам: каждая группа представляет свой результат работы: режим дня, правильное питание, закаливание, гигиену, безопасное поведение – можно рисовать, можно сделать коллаж, можно представить визуально и пр. Наставник проводит: танцевальную разминку под песню о здоровом образе жизни арт-группы «Хорошее настроение». *Работа с символом трека «Орлёнок – Спортсмен» – чек-листом: размещение 2-го пункта в чек-листе – «Я составил(а) свой режим дня». Учитель показывает и рассказывает о 10 великих спортсменах страны. Работа в группах – выбрать вид спорта, нарисовать его эмблему, придумать и показать одно из движений (или упражнение из этого вида спорта), придумать рассказ об этом виде спорта. *Работа с символом трека: размещение 3-го пункта в чек-листе – «Я был(а) сегодня очень активным(ой) и много двигался(лась)». В орлятский уголок добавляем фото великих спортсменов страны. 2 3 Познавательная, игровая, проблемноценностное общение, физкультурноспортивная. КТД «Зарядка» Динамические паузы Работа с Взаимодейчек-листом ствие – парное, групповое. Познавательная, игровая, проблемноценностное общение, художественное творчество. Взаимодействие – групповое. Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое. 4 Работа по группам «Основы ЗОЖ» Динамические паузы Работа с чек-листом Работа в группах Динамические паузы Работа с чек-листом 5 Мультфильм «Спортландия», 1-я серия. https://yandex.ru/video/preview/?text=мультик%20про%20зож%20 Спортландия&path=wizard&parent-reqid=1645931995773862-9789962654526820843-vla1-5795-vla-l7-balancer-8080-BAL9679&wiz_type=vital&filmId=1069979878161687077 2 Говорим о важности зарядки для человека в любом возрасте. Далее обязательно каждая группа по ЧТП должна показы-вать на уроках, переменах мини-зарядки, которые придумывает сама. «Спортландия. Зарядка» – https://disk.yandex.ru/i/i-ArRmQXsyDGEw 1 3 Детская песня про ЗОЖ. 4 5 6 7, 8 9 «Сто затей для всех друзей» Игра с элементами ТРИЗ: придумываем новый вид спорта Мини-соревнования по этим видам спорта. Как и где я могу играть в эти игры? Чему могу научить своих друзей? *Работа с символом трека: размещение 4-го пункта в чек-листе – «Я придумал(а) новый вид спорта». Делаем фото с этими видами спорта, подписываем название и размещаем в орлятском уголке. Презентация от учителя «Весёлые и необычные виды спорта в России». КТД «Спортивное» Кто такой болельщик? Чем он «болен»? Роль болельщика? Как можно поддержать свою команду? КТД «Плакат болельщика». Формат плаката – А4 для каждой команды. Ребята придумывают, рисуют, «защищают» плакат. Каждая команда придумывает кричалку, лучшую разучивают все вместе. Игра-обсуждение «Копилка болельщика» – показываем видеофрагменты поведения болельщиков (правильные и неправильные), обсуждаем их поведение и составляем правила болельщика. Размещаем правила в орлятском уголке. Видеообращение великого спортсмена (1-2 минуты), как ему помогли болельщики победить на соревнованиях. *Работа с символом трека: размещение 5-го пункта в чек-листе – «Я придумал(а) несколько “кричалок” болельщика». Спортивные соревнования. Используем плакаты, криСпортивная чалки. игра «Книга *Работа с символом трека «Орлёнок – Спортсмен»: рекордов» размещение 6-го пункта в чек-листе – «Я принял(а) участие в соревнованиях». «Встреча – подарок» «Азбука здоровья» Встреча-подарок с интересными людьми из области спорта. Гости расскажут детям, что необходимо для того, чтобы быть профессиональным спортсменом. Размещение 7-го пункта в чек-листе – «Я узнал(а), как стать профессионалом в спорте». Подведение итогов. Что важного для себя узнали? – обобщение чек-листа. Составляем азбуку здоровья (эта работа может быть продолжена на уроках окружающего мира, в рамках других треков). Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Игра с элементами ТРИЗ Работа с Взаимодейчек-листом ствие – парное, групповое. Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое. Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. КТД «Плакат болельщика» Игра-обсуждение «Копилка болельщика» Работа с чек-листом Спортивные соревнования Работа с Взаимодейчек-листом ствие – парное, групповое. Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – парное. Познавательная, игровая. Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Работа с чек-листом. Подведение итогов. ВзаимодейРабота с ствие – парное, чек-листом. групповое. Трек «Орлёнок – Эколог» - 9 занятий Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок; проведения акций с посадками деревьев, уборки мусора в рамках экологического субботника. № Тема Содержание темы Виды деятельности Формы организации занятий 1 2 3 4 5 Введение в тему. Мотивация, целеполагание. Знакомство с понятиями «экология», «эколог»: лексическая работа – значения новых слов. КТД «Экологическая тропа». Работа в парах. *Работа с рюкзачком эколога: в ходе КТД собираем рюкзачок эколога (что должен знать эколог), чтобы отправиться в путешествие по треку. Подведение итогов. Познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение. Мотивация: видеофильм «Красота природы России». Как сохранить? Уберечь? *Работа с символом трека – рюкзачком эколога: составляем правила эколога (добавляем в рюкзачок). Что люди делают у нас в стране, чтобы сохранить природу? Презентация/видео о работе экологов (добровольцев, профессионалов, взрослых и детей). Кейс «Страна экология» – решаем экологические задачи. *Работа с символом трека – рюкзачком эколога. Анализ: дополняем рюкзачок эколога. Познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение. Актуализация важности бережного отношения к природе и планете. Какие экологические проблемы есть в нашем регионе? Как мусор влияет на природу? Дидактическая игра «Что в мусорном ведре?». Как уменьшить количество бытового мусора? Смотрим экологический мультфильм1. Что мы можем сделать для этого? В ходе обсуждения и предложений детей учителю важно вычленить высказывание: «Можем сделать плакат с призывом не бросать мусор в природе». Коллективная работа с элементами КТД. «Рисуем плакат «Не бросай мусор» (формат А4, учитель делает копию/фото плаката). Дети могут их унести домой и разместить у себя дома, на подъезде и пр. *Работа с символом трека – рюкзачком эколога: цветные плакаты складываем в рюкзачок. Вывод: что мы сделали сегодня очень важное? Как это может помочь планете? Познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение. 3 4 1 «ЭКО-ЛОГиЯ» 2 «Страна экологии» 3 «Мой след на планете» 1 1 2 «Грузовичок Пик», серия «Мусор в лесу», или «Ми-ми-мишки», серия «Мусор в лесу». Взаимодействие – парное, групповое. Взаимодействие – парное, групповое КТД «Экологическая тропа» Динамические паузы Просмотр мультфильма. Презентация/ видео о работе экологов. Кейс «Страна экология». Динамические паузы. Взаимодействие – парное, групповое. Дидактическая игра «Что в мусорном ведре?» Просмотр экологического мультфильма Создание плаката Динамические паузы 5 4 КТД «Знаю, умею, действую» Обсуждаем. Где разместили плакаты? Как отреагировали окружающие? Важность того, что сделали? - 1-й вариант: экскурсия в экологический центр или на станцию юннатов города. - 2-й вариант: интеллектуальная игра «Знаю, умею» (опыт проведения исследований, наблюдение за природой, эксперимент с озвучиванием звуков животных, птиц, сравнение «природных» и «искусственных» звуков, работа с детской энциклопедией «Что такое? Кто такой?»). Подведение итогов. *Работа с символом трека – рюкзачком эколога. Дополнения в рюкзачок эколога: что должен знать эколог. Познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение. 5 ЭкологичеПроигрываем квест от учителя – ищем ключи-задания к ский квест подготовке квеста от класса. Выдвигаем предложения «Ключи при- по КТД «Ключи природы». Работаем по этапам КТД. роды» Познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое. КТД «Знаю, умею, действую» Динамические паузы Экологический квест «Ключи природы» Взаимодействие – парное, групповое 6 Игра по станциям «Путешествие в природу» Проводим и анализируем. Провести можно для ребят 1–2-х классов, для другого класса, для родителей в рамках родительского собрания и т.д. Смотрим мультфильм «Мальчик и Земля» – обсуждаем. Познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество. 7, Встреча с 8 человеком, которого можно назвать настоящим экологом На заключительное занятие в рамках данного трека приглашается личность, добившаяся успехов в сфере изучения экологии, сохранения природы, животного и растительного мира. Гость рассказывает ребятам о том, в чем заключается миссия эколога для окружающей среды. *Работа с символом трека – рюкзачком эколога. Анализ: в рюкзачок эколога вкладываем свои впечатления о встрече. Познавательная, Встреча с проблемно-цен- интересными ностное общелюдьми. ние. ДинамичеВзаимодействие ские паузы. – парное. 9 «Шагая в будущее, помни о планете» Работа с рюкзачком эколога: достаем из рюкзачка всё содержимое, которое собрали, участвуя в треке, смотрим фото/видео, как проходил трек; рисунки – обсуждаем, как прошел трек, создаём опорную схему по треку и размещаем в орлятском классном уголке. Смотрим мультфильм «Мальчик и Земля». Делаются выводы о роли эколога для природы. Поощрения и награждения. Познавательная, Подведение проблемно-цен- итогов. ностное общеПросмотр ние. мультфильма. Взаимодействие – парное, групповое. Игра по станциям «Путешествие в природу» Просмотр Взаимодействие мультфильма – групповое. «Мальчик и Земля». Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 9 занятий Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно - ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через пониманиефразы «Я и моё дело важны для Родины». № Тема Содержание темы Виды деятельности Формы организации занятий 1 2 3 4 5 «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Понятие «хранитель»: лексическая работа – значения нового слова. Учимся работать в группах – обдумывают идею. КТД «Альбом памяти». Задание перед треком: принести фото исторического или обычного события семьи, узнав о нём всю информацию1. Выбирают одного, кто подведет итоги для класса: «Никита нам рассказал, как они ходили в поход… Света о том, что дедушка научил ее кататься на велосипеде…». Педагог фиксирует опорную схему на карточках: Никита – ходили в поход, Света – кататься на велосипеде и др. Обобщаем всё сказанное и подводим итоги, что это важно помнить и знать. *Работа с символом трека – альбомом хранителя исторической памяти. Карточки с опорным текстом вкладываются в альбом (с ними можно поработать на уроках, дополнив их). Обсудить с детьми. Где лучше всего смогут сохраниться ваши имена? Память о различных событиях? Где вы храните добрые воспоминания о событиях своей семьи? Подведение итогов: продолжи фразу «Я хочу сохранить …». «Традиции моей страны» Обсуждаем: я – семья – Россия – традиции и важность их сохранения. – Какие традиции есть в России? Истинная традиция та, которая прошла через наше сердце (шествие Бессмертного полка, Масленица, Новый год и пр.). Определяем, какой должна быть настоящая традиция: - общенародной; - доброй; - значимой для всех. Учимся работать в парах: обсуждаем, какие настоящие традиции есть в России и регионе, делаем художественный коллаж из заготовок/вырезок «Традиции России». Обсуждаем, какие из этих традиций важны для самих ребят и почему? *Работа с символом трека – альбомом хранителя исторической памяти: коллажи вкладываем в альбом. 1 2 1 1 2 3 Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое. Познавательная, игровая, проблемноценностное общение, художественное творчество. КТД «Альбом памяти» Поделка «Традиции России» Взаимодействие – парное. 4 Важно проработать и информировать родителей о данном задании, о том, что ребенку необходима помощь и т.п. 5 3 4 5 6 7, 8 9 Кодекс «Орлёнка – Хранителя» Познавательная виртуальная экскурсия – смотрим мультфильм «Мульти-Россия1» (о стране, о регионе, о других городах). Анализируем и обсуждаем, что важно сохранить в России. Обсуждаем: что мы можем сделать, чтобы сохранить красоту родного края, России? Составляем кодекс «Орлёнка – Хранителя» (важно возвращаться к этому кодексу, обсуждать, как его выполняем, дополнять его). *Работа с символом трека – альбомом хранителя: подведение итогов – оформляем в альбом кодекс «Орлёнка – Хранителя». «Знать, чтобы хранить» Познавательная игра-квест «Ключи истории» (возможно проведение в музее города, в библиотеке, в общественном центре) с элементами поисковой деятельности – дети примеряют на себя роль хранителей и решают интеллектуально-творческие задачи из области истории и культуры родного края и России. *Работа с символом трека – альбомом хранителя: дополняем альбом своими впечатлениями и желательно фотографиями. КТД «История становится ближе» Учимся работать в группах, использовать поисковый способ решения поставленной задачи. Решение исторических кейсов. *Работа с символом трека «Орлёнок – Хранитель»: Вывод, который можно сделать вместе с детьми и оформить в альбом: в истории много загадок, и мы можем найти на них ответ. Коллективно-творческое дело готовится учителем совместно с ребятами. Учитель показывает, как можно в классе разделиться на микрогруппы, как разработать идею, что нужно для её реализации, каждой группе помогает проработать её направление. Подготовка и реализация проходят согласно этапам КТД. Проводим для себя, в своём классе. Анализируем. КТД «Мы – хранители памяти» Формируем важность и значимость работы по КТД для ребят: результат работы презентуем для других, рассказывая о своих успехах на каждом этапе (от идеи – к проведению). Это может быть и для 1–2-х классов, и в параллели, и для Совета школы, и для родителей. «Расскажи мне о России» Диалог «на равных» с человеком, который добился успехов, отвечающих смысловому наполнению трека «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». «Мы – хранители» Смотрят фото/видео, как проходил трек. Перелистывают альбом, анализируют результат, размещают в орлятском классном уголке. Работа в парах: из доступных источников (книга, учебник, Интернет, личные знания) придумать исторический вопрос и задать его ребятам. Награждение и поощрение лучших ребят. Познавательная, игровая, проблемноценностное общение, художественное творчество. Взаимодействие – групповое. Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое. Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое. Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное. Просмотр мультфильма «МультиРоссия». Кодекс «Орленка – Хранителя». Игра-квест «Ключи истории» КТД «История становится ближе» КТД «Мы – хранители памяти» Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. Подведение итогов. 4.1.Целевой блок и предполагаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально-коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России». Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни. Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9 занятий по 7 трекам Программы отдельно для 1-х, 2-х и 3–4-х классов. Изменение позиции ребёнка в реализации содержания, логика каждого трека выстроены на основе коллективно-творческой деятельности И.П. Иванова и с учётом возрастных особенностей младших школьников в зависимости от класса. Предлагаемая последовательность треков – результат анализа реализации Программы в 2021/2022 учебном году, а также аналитических сессий Консультационного совета Программы (временный совещательный орган, создан в феврале 2022 г. в ВДЦ «Орлёнок» на базе отдела обеспечения реализации программы «Орлята России»). Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: 1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общностиграждан нашей страны, России. 2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценностям с учётом национальной, религиозной принадлежности. 3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде. 4. Развивать творческие способности и эстетический вкус. 5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физи-ческой культуре. 6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в без-возмездной деятельности ради других людей. 7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру. 8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность. Предполагаемые результаты курса Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания, и основываются на российских базовых национальных ценностях. По итогам участия в программе «Орлята России» в течение учебного года младший школьник: ⧫ понимает важность социально значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно-нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду); ⧫ применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдения, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарнойобластях знаний); ⧫ демонстрирует социально значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке). 5.1 Календарно-тематическое планирование, 3–4-е классы Срок проведения Тема Количество часов Старт Программы сентябрь Вводный орлятский урок 1 «Орлёнок – Лидер» октябрь «Лидер – это…» 1 октябрь «Я могу быть лидером» 1 октябрь «В команде рождается лидер» 1 октябрь «КЛАССный выходной» 1 октябрь «От идеи – к делу» 1 октябрь КТД «Вместе мы сможем всё» 1 октябрь «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» 2 октябрь «Мы дружный класс!» 1 «Орлёнок – Эрудит» ноябрь «Кто такой эрудит?» 1 ноябрь «Я – эрудит, а это значит…» 1 ноябрь «Игра – это полезно и интересно» 1 ноябрь «Эрудит – это широкий кругозор» 1 ноябрь «Твори! Выдумывай! Пробуй!» 1 ноябрь КТД «Играй, учись и узнавай» 1 ноябрь Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!» 2 ноябрь Итоги трека «На старте новых открытий» 1 «Орлёнок – Мастер» декабрь «Мастер – это…» 1 декабрь «Россия мастеровая» 1 декабрь «Город мастеров» 1 декабрь «В гости к мастерам» 1 декабрь «От идеи – к делу!» 1 декабрь КТД «Мастер своего дела» 1 декабрь «Мастер – это звучит гордо!» 2 декабрь «Путь в мастерство» – подводим итоги 1 Подведение промежуточных итогов январь Игра по итогам 3 треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» «Орлёнок – Доброволец» 2 январь «От слова – к делу» 1 январь «Спешить на помощь безвозмездно!» 1 январь КТД «Создай хорошее настроение» 1 январь «С заботой о старших» 1 январь Подготовка КТД «От идеи – к делу» 1 январь КТД «Подари улыбку миру!» 1 январь «Доброволец – это доброе сердце» 2 январь «Портрет добровольца» 1 «Орлёнок – Спортсмен» февраль «Движение – жизнь!» 1 февраль «Основы ЗОЖ» 1 февраль «Мы гордимся нашими спортсменами» 1 февраль «Сто затей для всех друзей» 1 февраль КТД «Спортивное» 1 февраль Спортивная игра «Книга рекордов» 1 февраль «Встреча-подарок» 2 февраль «Азбука здоровья» 1 «Орлёнок – Эколог» март «ЭКОЛОГиЯ» 1 март «Страна экологии» 1 март «Мой след на планете» 1 март КТД «Знаю, умею, действую» 1 март Экологический квест «Ключи природы» 1 март Игра по станциям «Путешествие в природу» 1 март Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом 2 март «Шагая в будущее, помни о планете» 1 «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» апрель «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 1 апрель «Традиции моей страны» 1 апрель Кодекс «Орлёнка – Хранителя» 1 апрель «Знать, чтобы хранить» 1 апрель КТД «История становится ближе» 1 апрель КТД «Мы – хранители памяти» 1 апрель «Расскажи мне о России» 2 апрель «Мы – хранители» 1 Подведение итогов май ИТОГО: Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году 2 68