Положение о школьной библиотеке

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

решением педагогического совета

Директор МБОУ СОШ № 13

Протокол от_______________№______

_____________А.Е.Копалов
Приказ от______________№_________

ПОЛОЖЕНИЕ
О БИБЛИОТЕКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.
2.
3.
4.
5.

Общие положения
Задачи школьной библиотеки
Базисные функции библиотеки
Организация работы библиотеки
Права, обязанности и ответственность библиотекаря

1. Общие положения
1.1. Положение разработано в соответствии с законодательством Российской
Федерации: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г., ст. 18 «Печатные электронные образовательные и информационные
ресурсы», федеральными государственными образовательными стандартами начального
общего и основного общего образования, законом «О библиотечном деле», Уставом
МБОУ СОШ № 13.
1.2. Библиотека формируется в целях реализации образовательных программ,
обеспечивает доступ к информационным справочным и поисковым системам, а также
иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован
печатными и электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные
пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в
реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам,
дисциплинам (модулям).
1.3. Библиотека является структурным подразделением МБОУ СОШ №13,
обладает фондом разнообразной литературы, которая предоставляется во временное
пользование физическим и юридическим лицам. Библиотека способствует
формированию культуры личности обучающихся и позволяет повысить эффективность
информационного обслуживания образовательного процесса..
1.4. Библиотека доступна и бесплатна для читателей: обучающихся, учителей,
родителей, воспитателей и других работников образовательного учреждения.
Удовлетворяет
запросы родителей (законных представителей) обучающихся на
литературу и информацию по педагогике и образованию с учетом имеющихся
возможностей.
1.5. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной
информации, перечень основных услуг и условия их представления библиотеками
определяются в правилах пользования библиотекой.
1.6. Нормы обеспеченности образовательной деятельности изданиями в расчете
на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются
соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
1.7. Образовательное учреждение выбирает:
-учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования;

-учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования.
1.8. Перечень учебников, обеспечивающих реализацию учебного плана
образовательного учреждения, в том числе с учетом регионального компонента,
формируется участниками образовательных отношений, согласуется с Советом школы
и утверждается руководителем образовательного учреждения в начале учебного года.
2. Задачи библиотеки:
2.1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем
библиотечного и информационно-библиографического обслуживания обучающихся,
педагогов и других категорий читателей.
2.2. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного
пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации,
поиску, отбору и критической оценке информации.
2.3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных
технологий. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг,
повышение их качества.
3. Базисные функции библиотеки
3.1. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечнобиблиографическую
и
информационную
культуру учащихся,
участие в
образовательном процессе. Основные функции библиотеки образовательная,
информационная, культурная.
3.2. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными
программами
общеобразовательного
учреждения.
Библиотека
комплектует
универсальный по отраслевому составу фонд: учебной, художественной, справочной,
научно-популярной литературы, периодических изданий для учащихся; научнопедагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для
педагогических работников; профессиональной литературы для библиотечных
работников.
Фонд библиотеки состоит из книг, периодических изданий, брошюр,
нетрадиционных
носителей
информации:
медиатеки,
аудио-видео-кассет,
микрофильмов и др. Состав фонда, его экземплярность варьируются в зависимости от
типа общеобразовательного учреждения, контингента учащихся, специфики обучения.
3.3. Обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале и по
межбиблиотечному абонементу.
3.4. Ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных
особенностей читателей: каталогов и карточек на традиционных и машинописных
носителях, справочно-информационного фонда. Информационно-библиографическое
обслуживание учащихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске
книг, проведение с учащимися занятий по основам библиотечно-информационных
знаний; по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения
поиска информации.
3.5. Аналитическая и методическая работа по совершенствованию основных
направлений деятельности библиотеки с целью внедрения новых информационных и
библиотечных технологий, организационных форм и методов работы.
3.6. Организация дифференцированного, персонифицированного обслуживания
читателей с максимальным учетом интересов пользователя. Обслуживание читателей,
нуждающихся в литературе в каникулярное время.

3.7. Библиотечно-информационное обслуживание с учетом специфики региона,
района, школы и запросов читателей.
3.8. Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и
обслуживание читателей в соответствии с установленным порядком.
3.9. Проведение в установленном порядке факультативных занятий, уроков и
кружков по пропаганде библиотечно-библиографических
знаний, ведение
профориентационной работы.
3.10. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений
книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
3.11. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их
самообразования и профессионального роста
3.12. Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и
благоприятных условий для обслуживания читателей.
3.13. Участие в работе ведомственных библиотечно-информационных
объединений, взаимодействие с библиотеками региона с целью эффективного
использования библиотечных ресурсов.
3.14. Изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с
целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.
3.15. Исключение из библиотечного фонда, перераспределение и реализация
непрофильной и излишней литературы в соответствии с действующими нормативными
правовыми актами. Организация в установленном порядке продажи списанных из
основного и учебного фондов книг и учебников.
3.16. Систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки.
3.17. Обеспечение информационной безопасности обучающихся при
использовании электронных и печатных ресурсов, систематическое отслеживание и
составление перечня запрещенной к использованию литературы.
3.18. Выполнение
дополнительных библиотечно-информационных услуг,
составление библиографических справок, списков литературы, ксерокопирование
печатных источников, приобретение недостающих учебников за счет средств родителей
учащихся и др.
3.19. Формирование библиотечного актива, привлечение читателей к управлению
библиотекой, их участие в работе совещательного органа библиотечного совета и
актива читателей.
3.20. Обеспечение требуемого режима хранения сохранности библиотечного
фонда.
4. Организация работы школьной библиотеки
4.1. Основное условие открытия библиотеки – наличие первоначального фонда,
стабильного источника финансирования для комплектования литературы, штатной
единицы, ответственной за сохранность фонда и обслуживание читателей, а также
соответствующих санитарным нормам помещения и оборудования.
4.2. Руководство библиотекой и контроль ее деятельности непосредственно
осуществляет
заместитель
директора
по
учебно-воспитательной
работе
образовательного учреждения, который утверждает нормативные и технологические
документы, планы и отчеты о работе библиотеки.
4.3. За организацию работы и результаты деятельности библиотеки отвечает
библиотекарь, который является членом педагогического коллектива и входит в состав
педагогического совета образовательного учреждения.
4.4. Библиотека составляет годовые планы и отчет о работе, которые
обсуждаются на педагогическом совете и утверждаются директором образовательного

учреждения. Годовой план библиотеки является частью общего годового плана учебновоспитательной работы школы.
4.5. График работы библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием
работы образовательного учреждения, а также правилами внутреннего трудового
распорядка. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение внутрибиблиотечной
работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день, в который
библиотека не обслуживает читателей.
5. Права, обязанности и ответственность библиотекаря:
5.1. Библиотекарь имеет право:
- самостоятельно определять содержание и формы деятельности в соответствии с
задачами, приведенными в настоящем Положении.
- разрабатывать правила пользования библиотекой и другую регламентирующую
документацию.
- устанавливать в соответствии с правилами пользования библиотекой вид и
размер компенсаций ущерба, нанесенного пользователями библиотеки.
- на свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных
перед библиотекой задач: к образовательным программам, учебным планам, планам
работы образовательного учреждения и его структурных подразделений.
на повышение квалификации, создание необходимых условий для
самообразования, а также обеспечение участия в работе городского методического
объединения библиотечных работников, конференциях, совещаниях и семинарах по
вопросам библиотечно-информационной работы.
- на участие в работе общественных организаций.
5.2. Библиотекарь несет ответственность за:
- соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством
Российской Федерации о труде и коллективным договором
образовательного
учреждения;
- выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением;
- сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном
законодательством. Российской Федерации.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».