Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» (МБОУ СОШ № 13) ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ СОШ № 13 (протокол от 30.08.2023 № 1) УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 13 _____________А.Е. Копалов 01.09.2023 Положение о внутришкольном учете отдельных категорий несовершеннолетних в МБОУ СОШ № 13 1. Общие положения 1.1. Положение о внутришкольном учете (далее – на основании следующих нормативных правовых актов: Положение) подготовлено Семейный кодекс; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении»; устав МБОУ СОШ № 13 (далее – школа). 1.2. Положение определяет порядок организации учета отдельных категорий несовершеннолетних в школе (далее – учет). 1.3. При осуществлении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, в отношении которых организован учет в школе, применяются Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением (письмо Минобрнауки от 28.04.2016 № АК-923/07). 1.4. Основной целью учета отдельных категорий несовершеннолетних в школе является формирование полной и достоверной информации о несовершеннолетних, подлежащих учету, обеспечение ею внутренних и внешних пользователей, а также анализ и использование данной информации для принятия управленческих решений, направленных на организацию защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики совершения ими правонарушении, устранение причин и условий, способствующих их безнадзорности и правонарушениям. 1.5. Основными задачами учета отдельных категорий несовершеннолетних в школе являются: обеспечение выявления несовершеннолетних, нуждающихся в оказании помощи, социально-педагогической реабилитации, организации с ними работы по предупреждению совершения ими правонарушений и(или) антиобщественных действий; систематизация информации о несовершеннолетних, подлежащих учету, необходимой для организации индивидуальной профилактической работы, деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – профилактика); обеспечение анализа информации о несовершеннолетних, подлежащих учету; определение оснований и приоритетных направлений плановой работы по профилактике и индивидуальной профилактической работе; обеспечение контроля и оценки эффективности деятельности по профилактике и индивидуальной профилактической работе. 1.6. Основным требованием, предъявляемым к организации учета, является актуализация данных, определяющих количественный состав несовершеннолетних (приложение 1), а также качественные характеристики их статуса и проводимой с ними работы, в срок не более трех рабочих дней с момента поступления информации. Формирование и использование данных учета осуществляется с соблюдением требований обеспечения конфиденциальности и защиты персональных данных. 1.7. Организация учета регламентируется Положением и обеспечивается (в том числе в части принятия решения о постановке на учет/снятии с учета) руководителем школы и коллегиальным органом – Советом профилактики. 1.8. Ведение учета, а также формирование наблюдательных дел, несовершеннолетних, подлежащих учету (при их наличии), осуществляется социальным педагогом школы, а в случаях его отсутствия, иным лицом, на которое руководителем школы возложены обязанности по ведению учета. 1.9. Контроль за ведением учета, оценка эффективности деятельности по профилактике, индивидуальной профилактической работе осуществляется руководителем школы, а также лицом, на которое руководителем школы возложены указанные обязанности. 1.10. В рамках осуществления федерального статистического наблюдения данные учета (приложение 2) не реже одного раза в течение учебного года направляются руководителем школы в территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. 2. Категории несовершеннолетних, подлежащих учету в школе 2.1. В школе учету подлежат следующие категории несовершеннолетних: а) отнесенные к категориям лиц, предусмотренным пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в отношении которых органы и учреждения системы профилактики проводят индивидуальную профилактическую работу; б) поставленные на учет на основании приказа руководителя школы, нуждающиеся в социально-педагогической реабилитации, оказании иных видов помощи, организации с ними работы по предупреждению совершения ими правонарушений и (или) антиобщественных действий согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в том числе соответствующие решения могут применять в отношении следующих категорий: вовлеченные в криминальные субкультуры, объединения антиобщественной направленности; проявляющие признаки девиантного, деструктивного поведения, аутоагрессии; систематически пропускающие по неуважительным причинам занятия в школе; систематически (неоднократно в течение шести месяцев) допускающие неисполнение или нарушение устава школы, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов школы; совершившие самовольные уходы из семей. 3. Основания для учета несовершеннолетних в школе 3.1. Учет включает осуществление обработки (получение, сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использования, передачи (распространение, предоставление, доступ), обезличивания, блокирования, удаления, уничтожения данных о несовершеннолетнем и организации индивидуальной профилактической работы в его отношении, в том числе с использованием информационных систем. 3.2. Основаниями для организации учета несовершеннолетних, указанных в подпункте «а» пункта 2.1 Положения, являются сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики, об отнесении их к категориям лиц, установленным пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», и(или) постановление территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с поручением об организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего. 3.3. Основанием для учета несовершеннолетних, указанных в подпункте «б» пункта 2.1 Положения, является решение руководителя школы по представлению Совета профилактики. 3.4. Общим основанием для учета несовершеннолетних, указанных в пункте 2.1 Положения, в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» является утвержденное руководителем школы заключение по результатам проведенной проверки по существу поступивших жалоб, заявлений или других сообщений (приложение 3). 4. Порядок учета несовершеннолетних в школе 4.1. Поступившие в школу из органов и учреждений системы профилактики сведения об отнесении несовершеннолетних к категориям лиц, установленным пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», постановления территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с поручениями об организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних с резолюцией руководителя школы «Для постановки на учет» незамедлительно передаются лицу, ответственному за ведение учета, для внесения в срок не более трех рабочих дней с момента регистрации информации в школе в Журнал учета отдельных категорий несовершеннолетних обучающихся, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа в школе (приложение 4) (далее – Журнал учета), а также для обеспечения направления в территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (при наличии необходимости) предложений в рамках компетенции и имеющихся в школе возможностей для включения в межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы, утверждаемые территориальной (муниципальной) комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (в случае их разработки). 4.2. Ведение Журнала учета осуществляется на бумажном и электронном носителе. 4.3. Датой постановки несовершеннолетнего на учет в школе в указанном в пункте 4.1 Положения случае является дата фиксации сведении в Журнале учета. 4.4. В случае поступления в школу информации о выявлении несовершеннолетних, указанных в подпункте «б» пункта 2.1 Положения, при непосредственном выявлении сотрудниками школы указанных несовершеннолетних, социальный педагог, педагог-психолог школы, либо классный руководитель обучающегося несовершеннолетнего в соответствии с Положением направляют руководителю школы или в Совет профилактики обоснованное представление о необходимости учета несовершеннолетнего (приложение 5). 4.4.1. Представление о необходимости учета несовершеннолетних рассматривается руководителем школы или Советом профилактики не позднее десяти дней с момента его получения. 4.4.2. По результатам рассмотрения указанного представления может быть вынесено одно из следующих решений: об учете несовершеннолетнего и организации с ним индивидуальной профилактической работы, направленной на устранение причин, послуживших его основанием; о нецелесообразности учета несовершеннолетнего; о нецелесообразности учета несовершеннолетнего и об организации контроля за его поведением со стороны классного руководителя, иного педагога школы (куратора). 4.4.3. В случае принятия решения о постановке несовершеннолетнего на учет и организации с ним индивидуальной профилактической работы, направленной на устранение причин, послуживших его основанием, информация о несовершеннолетнем, подлежащем учету, передается лицу, ответственному за ведение учета, для внесения в Журнал учета. 4.4.4. Решение руководителя школы оформляется приказом, распоряжением, либо наложением резолюции на представление о необходимости учета несовершеннолетнего. 4.5. Учет несовершеннолетних, указанных в подпункте «а» пункта 2.1 Положения, в случаях, установленных пунктом 4.1 Положения, включает процедуру рассмотрения представления о необходимости учета несовершеннолетних Советом профилактики, установленную пунктом 4.2 Положения, для обеспечения коллегиальности выработки перечня эффективных профилактических и реабилитационных мероприятий в отношении несовершеннолетнего. 4.6. Решение об учете несовершеннолетнего в срок не более трех рабочих дней с момента осуществления учета доводится до сведения: родителей (законных представителей) несовершеннолетнего; руководителя школы (в случае принятия решения Советом профилактики); классного руководителя несовершеннолетнего обучающегося; представителя органа или учреждения системы профилактики, представившего сведения школе; территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; иных органов и учреждений системы профилактики (при выявлении необходимости организации взаимодействия). 4.7. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте «а» пункта 2.1 Положения, индивидуальная профилактическая работа осуществляется школой во взаимодействии с иными органами и учреждениями системы профилактики согласно межведомственным планам (программам) индивидуальной профилактической работы, утвержденным территориальной (муниципальной) комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, или в рамках исполнения постановлений территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей. 4.8. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте «б» пункта 2.1 Положения индивидуальная профилактическая работа, направленная на устранение причин, послуживших основанием для их учета, проводится согласно планам, программам и иным документам индивидуального планирования работы в отношении несовершеннолетнего, утвержденных руководителем школы. По инициативе школы также в индивидуальной профилактической работе могут участвовать иные органы и учреждения системы профилактики. 4.9. В отношении всех категории несовершеннолетних, подлежащих учету в школе, формируются наблюдательные дела. К наблюдательному делу несовершеннолетнего приобщаются: документы, содержащие сведения, послужившие основанием для учета несовершеннолетнего; сведения об информировании родителей (законных представителей) несовершеннолетнего о постановке его на учет; справка об установочных данных несовершеннолетнего; акт о закреплении куратора за обучающимся несовершеннолетним; акты обследования условий жизни несовершеннолетнего; характеристики несовершеннолетнего от классного руководителя, куратора (оформляются не реже одного раза в три месяца с отражением динамики произошедших изменений в поведении); сведения о динамике успеваемости несовершеннолетнего в течение учебного периода; сведения о пропусках учебных занятий обучающимся в течение учебного периода (с указанием причин отсутствия); сведения о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей; планы, программы и иные документы индивидуального планирования работы в отношении несовершеннолетнего, ежеквартально актуализируемые; результаты диагностик, анкетирования, тестирования несовершеннолетнего; рекомендации педагога-психолога классному руководителю, социальному педагогу, педагогам по работе с несовершеннолетним, сведения об их реализации; отчеты, служебные записки, докладные сотрудников школы и иные документы, свидетельствующие о проводимой с несовершеннолетним работе; сведения об организации воспитательной работы, общественно-полезной, культурно-досуговой деятельности, кружковой занятости несовершеннолетнего в школе, организациях дополнительного образования и иных, участии в деятельности детских и молодежных общественных организациях, движениях, ученическом самоуправлении; сведения об оказании в рамках межведомственного взаимодействия различных видов помощи несовершеннолетнему органами и учреждениями системы профилактики; сведения о принятых решениях, примененных мерах воздействия в отношении несовершеннолетнего по итогам рассмотрения материалов на заседаниях территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; документы, свидетельствующие о возможности снятия обучающегося с учета в школе (ходатайства о снятии с учета); иные документы необходимые для организации работы с несовершеннолетним. 5. Основания прекращения учета несовершеннолетних в школе 5.1. Основаниями прекращения учета несовершеннолетних обучающихся в школе являются: а) прекращение образовательных отношений между несовершеннолетним и школой; б) достижение восемнадцатилетнего возраста; в) устранение причин и условий, ставших основаниями для учета, положительная динамика поведения, в связи с улучшением ситуации. 5.2. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте «а» пункта 2.1 Положения, прекращение учета возможно в том числе при наличии постановления территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о прекращении индивидуальной профилактической работы. 5.3. В случае выбытия несовершеннолетнего, подлежащего учету указанного в подпункте «а» пункта 2.1 Положения, в другую образовательную организацию, и выявления необходимости продолжения проведения в отношении него индивидуальной профилактической работы, информация о прекращении учета с приложением характеризующих материалов на несовершеннолетнего незамедлительно направляется в территориальную (муниципальную) комиссию но делам несовершеннолетних и защите их прав, в образовательную организацию, в которой несовершеннолетний продолжает обучение. 5.4. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте «б» пункта 2.1 Положения учет прекращается по мотивированному представлению (приложение 6) социального педагога, классного руководителя, педагога-психолога, направленному руководителю школы или в Совет профилактики, которое подлежит рассмотрению в срок не более пяти рабочих дней с момента поступления. 5.4.1. По результатам рассмотрения представления о прекращении несовершеннолетнего может быть принято одно из следующих решений: учета о прекращении учета; о прекращении учета и об организации контроля за поведением несовершеннолетнего со стороны его классного руководителя, иного педагога школы (куратора); об отказе в прекращении учета. 5.4.2. В случае принятия решения об отказе в прекращении учета несовершеннолетнего и организации с ним индивидуальной профилактической работы, направленной на устранение причин, послуживших его основанием, информация о несовершеннолетнем, подлежащем учету, передается лицу, ответственному за ведение учета для внесения в Журнал учета. 5.4.3. Решение руководителя школы оформляется приказом, распоряжением, либо наложением резолюции на представление о необходимости прекращения учета несовершеннолетнего. 5.4.4. Решение о прекращении учета несовершеннолетнего профилактики оформляется в виде протокола заседания. Совета 5.4.5. Решение о прекращении учета несовершеннолетнего доводится до сведения его родителей (законных представителей), руководителя школы, а также территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. 5.5. Лицом, ответственным за ведение учета, фиксируется в Журнале учета решение о прекращении учета несовершеннолетнего в школе с указанием оснований, а также обеспечивается направление информации о прекращении учета несовершеннолетнего в территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в срок не более пяти рабочих дней с момента принятия решения.